Формирование земельного участка

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: "Формирование земельного участка". Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными комментариями основанными на опыте работы.

Основанием для проведения межевания может выступать необходимость в получении площади для садоводческих (ЛПХ) или строительных нужд (ИЖС). Решение об образовании новых территорий принимается распорядителями недвижимой собственности – органами государственной или местной власти.

Формирование земельного участка подчиняется единому порядку и не должно нарушать установленные законом правила. В первую очередь речь идет об образовании территории до того момента, как она перейдёт в руки нового собственника.

Способы формирования земельных участков:

  1. Выделение земли на нужды ИЖС или ЛПХ;
  2. Разделение территории;
  3. Слияние двух и более наделов;
  4. Перераспределение земель из фонда.

Требования к новообразованным участкам включают в себя строгое соблюдение правил, которые вытекают из земельных правоотношений. Здесь необходимо отметить два условия:

  1. Исполнение предусмотренного законом перечня кадастровых работ. Землеустроительные работы проводятся геодезическими службами. В ходе мероприятий формируется так называемое межевое дело, куда включаются сведения об участке.
  1. Кадастровый учёт. Образованные земли поступают в государственный реестр недвижимости, доступный всем субъектам земельных правоотношений. Учет позволяет создать единую базу земельных наделов для индивидуального или публичного просмотра. Присутствующие в реестре территории могут быть объектами купли-продажи, аренды, выдела и других гражданско-правовых сделок с землёй.
Видео (кликните для воспроизведения).

На заметку! Выделение, разделение, слияние и перераспределение земель существенно отличаются друг от друга. Но чаще всего формирование затрагивает именно государственную и муниципальную недвижимость.

Во время передела земельный участок подвергается кадастровой деятельности. Землеустроительные работы включают в себя несколько этапов:

  1. Обращение к документации (карта, геодезические данные, кадастровые сведения и др.);
  2. Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ;
  3. Установление межевых знаков и границ в рамках формируемого земельного надела;
  4. Составление новой карты с включением межевого плана границ;
  5. Оформление земельного дела.

Землеустроительная комиссия должна состоять из кадастровых сотрудников (геодезистов) и участников раздела земли. Уведомление всех субъектов должно быть проведено за 7 дней до начала землеустроительных работ. В случае отсутствия получения извещения, заинтересованные лица вправе обжаловать формирование новой территории. Но если уведомление было получено, а лицо не явилось в составе землеустроительной комиссии, проведение межевания считается законным.

По завершению процедуры ответственное за формирование надела лицо составляет межевой план, а при необходимости направляет копии остальным участникам дела. Собранные данные поступают в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка.

Регистрацией прав собственности на недвижимость занимается Государственный кадастр недвижимости (ГКН) или попросту Росреестр. Законом установлено, что формирование надела оформляется после предоставления следующих документов:

  1. Межевое дело – включает в себя акт установления границ;
  2. Картографические данные – чертеж новообразованного участка на местности;
  3. Акт установления межевых знаков – проводится в присутствии государственных органов.

Общая папка с документами называется землеустроительным делом. Указанные сведения понадобятся при любом из способов образования территории: выдел, раздел, слияние или перераспределение.

Документы на передел недвижимости необходимы для внесения участка в государственную кадастровую базу данных. Процедура сопровождается постановкой надела на соответствующий учёт. По итогам регистрации собственник получает кадастровый паспорт, стоимость которого составляет 200 рублей – физическим лицам, 600 рублей – юридическим лицам.

Кадастровый паспорт на земельный участок может быть оформлен в Кадастровой палате (Росреестр) или в территориальном органе МФЦ. Документ на новый участок состоит из кадастровых сведений о земле (местоположение, размеры, межевые границы, стоимость и т.д.). Срок действия паспорта не содержит конкретных временных рамок, а значит действует до того момента, когда надел утратит заявленные границы.

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ “Высшая школа экономики”. Работает в юридической сфере 16 лет, специализация – разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Помощь юриста доступна не только гражданам, но и юридическим лицам. Эксперты в области права принимают огромное количество заявок от населения.

Какие проблемы решаются на бесплатной консультации юристов:

Сегодня нет проблем, которые невозможно решить вместе с юристом. Главное подробно описать сложившуюся ситуацию и указать на важные детали.

Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель

  • выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровых работ);
  • осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

В отличие от случаев образования земельных участков путем трансформации уже существующих участков (раздела, выдела, объединения и перераспределения), при формировании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ключевым является вопрос выбора земельного участка, который будет предоставлен гражданину (или юридическому лицу) 1 .

Видео (кликните для воспроизведения).

Результаты выбора земельного участка для строительства оформляются актом о выборе земельного участка, приложением к которому является схема расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ) 2 .

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=http%3A%2F%2Fkadastrdon.ru%2Fthumb%2FUv-5butkl5h7AnhzOFFLlA%2F90r90%2F649883%2F%25D0%259F%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582__%25D1%2583%25D1%2582%25D0%25B2__%25D1%2581%25D1%2585%25D0%25B5%25D0%25BC%25D1%258B__%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F__%25D0%2597%25D0%25A3

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=http%3A%2F%2Fkadastrdon.ru%2Fthumb%2FfpP5unTULnDQ724wd4kzUg%2F90r90%2F649883%2F%25D0%25A1%25D1%2585%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B0__%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F__%25D0%2597%25D0%25A3

Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас все необходимые работы, связанные с формированием земельного участка из государственных или муниципальных земель в Ростовской области 9 и Республике Крым в оптимальные сроки.

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=http%3A%2F%2Fkadastrdon.ru%2Fthumb%2FEJHQdyfSDTpYeBxOINgenw%2F180r160%2F649883%2F%25D0%25A1%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258C__%25D1%2583%25D1%2581%25D0%25BB%25D1%2583%25D0%25B3

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=http%3A%2F%2Fkadastrdon.ru%2Fthumb%2FYFzUJDyN-y1iKtXfy48eTQ%2F180r160%2F649883%2F%25D0%259E%25D1%2582%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%258C__%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%258F%25D0%25B2%25D0%25BA%25D1%2583

Под образованием земельного участка понимается возникновение нового земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. Земельный кодекс РФ регламентирует порядок образования новых участков из уже существующих, а также случаи возникновения новых участков из нераспределенных земель.

Читайте так же:  Как взять кредит, находясь в декрете

Характеристика способов образования земельных участков

Общие основания образования новых участков можно разделить в две группы:

  • 1) Образование нового участка путем изменения физического и юридического статуса уже существующих участков;
  • 2) Образование нового участка путем формирования нового объекта недвижимого имущества из состава территорий, не обладающих признаками и свойствами земельного участка.

Исходя из указанных оснований, можно выделить основные способы образования новых участков земли:

  • 1) Раздел существующего участка на несколько новых;
  • 2) Объединение существующих участков в один новый;
  • 3) Перераспределение существующих земельных участков с образованием новых;
  • 4) Выдел из существующего участка;
  • 5) Образование нового участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При разделе или объединении существующих участков полностью утрачивают их физический и юридический статус, а вместо них появляются новые уникальные объекты недвижимости.

При выделе или объединении первоначальные участки сохраняют свое существование с изменением физического и юридического статуса. На вновь образованные участки сохраняются права и обременения (ограничения), установленные в отношении исходных участков, если иное не установлено условиями соглашения сторон или нормативными актами.

В процессе раздела существующий участок земли прекращает свое существование и вместо него возникает два или более новых земельных участка. То, как именно земельный участок будет разделен, зависит от волеизъявления сторон, юридического статуса участка и его технических характеристик и свойств.

В случае раздела вновь образованные участки приобретают целевое назначение и разрешенные виды пользования ранее существовавшего участка. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законодательством.

Участок, прекративший существование при разделе, теряет свой юридический статус – его уникальный кадастровый номер подлежит удалению из сведений государственного кадастра недвижимости (с 01 января 2017 года – из ЕГРН). Вновь образованным земельным участкам присваиваются новые уникальные кадастровые номера с внесением соответствующих сведений в ГКН.

В ряде случае земельный участок может быть неделимым, так как его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения. Информация о невозможности раздела может включаться в градостроительный план земельного участка.

В процессе объединения несколько смежных участков образуют один новый участок. Существование смежных участков при этом прекращается.

В случае, когда происходит объединение земельных участков, принадлежащих разным правообладателям, у них возникает право общей долевой собственности на новый участок (аналогичное правило действует в отношении права общей собственности).

Вновь образованному участку присваивается уникальный кадастровый номер.

Перераспределение нескольких смежных участков влечет образование двух и более новых смежных участков, при этом исходные земельные участки перестают существовать фактически и юридически.

Право собственности на вновь образованные смежные участки возникает в соответствии с условиями соглашения собственников исходных участков.

При перераспределении вновь образованные участки сохраняют свое целевое назначение и виды разрешенного использования.

Выдел земельной доли (долей) допускается в случаях, когда в отношении исходного участка существует право общей долевой собственности. При этом, после выдела образуются один или несколько новых участков. Исходный земельный участок сохраняет свое существование в измененных границах.

На новый участок возникает право собственности лица, подавшего заявление на выдел земельной доли. При этом его право общей долевой собственности на исходный участок прекращается.

Типичным случаем возникновения необходимости в выделе земельной доли является отсутствие согласия дольщиков по использованию общего земельного участка. При отсутствии согласия остальных дольщиков на выдел доли в натуре, заявитель имеет право требования выдела в судебном порядке. Если участок является неделимым и выдел доли в натуре невозможен, заявитель имеет право на выплату ему стоимости доли за счет остальных дольщиков.

Для выдела земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения существуют специфические особенности. В этом случае решение об образовании нового участка путем выдела в счет земельной доли принимает общее собрание участников общей долевой собственности, а если такое решение отсутствует, заявитель имеет право обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания нового участка для последующего выдела.

Размер выделяемой доли определяется в соответствие с данными правоустанавливающих документов на выделяемые доли. Площадь вновь образованного участка в таком случае может быть больше или меньше нормативной, в зависимости от физических и качественных свойств земли. Споры относительно площади вновь образованных участков решаются по соглашению дольщиков исходного участка, а при отсутствии согласия – в судебном порядке.

Выдел из земель государственной или муниципальной собственности не допускается, так как в этом случае у исходных участков отсутствует зарегистрированное право общей долевой собственности. Образование участка из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется путем формирования участка в процессе его межевания и кадастрового учета.

Образование земельных участков производят путём видоизменения старых участков и формирования новых по решению органов власти. Для правильного формирования надела необходимо соблюдение ряда требований.

Для того, чтобы окончательно провести процедуру образования нового участка, нужно его обязательно поставить на учёт в Росреестр недвижимости и присвоить номер.

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzhiloepravo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2F8646875

Образование земельных участков происходит на законных основаниях с последующей регистрацией новых объектов недвижимости в Росреестре.

Предусмотрены следующие способы образования земельных участков.

Новые участки возникают из уже используемых земель при прекращении существования старых наделов. Также наделы создаются на ещё не эксплуатируемых территориях, которые находятся на балансе госорганов или муниципалитетов.

Читайте так же:  Инструкция по оформлению квартиры по ипотеке

При формировании нового земельного участка должны соблюдаться требования к образуемым объектам:

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzhiloepravo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2F9e7d4b2f94feb27a3b757154dc713bcd

  • габариты участка не должны выходить за пределы градостроительных регламентов (кроме установленных случаев, допустим, в отношении участков под природными объектами, относящимися к культурному наследию, этот критерий может не соблюдаться);
  • границы наделов не должны накладываться на объекты муниципальных владений, пересекаться с населёнными пунктами, природоохранными зонами, территориями добычи ископаемых;
  • недопустимо образование земельного участка, который перекроет проход к зданиям;
  • новый объект должен использоваться в соответствии со своим целевым назначением;
  • нужно избегать изломанных границ, вклинивания наделов, участок должен быть удобен для его застройки домами или и другими недвижимыми объектами.

К земельным участкам и их созданию проявляются определённые требования, нарушение которых может быть обжаловано, так как оно мешает эффективному использованию земли по её целевому назначению.

При образовании нового надела постановка на учёт и регистрация прав собственности происходят единовременно.

Для этого требуются следующие документы:

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzhiloepravo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fi-10-3

  • заявление лица, желающего зарегистрировать новообразованный объект;
  • правоустанавливающая документация, если данных о недвижимости ранее в Реестре недвижимости не было;
  • согласие иных лиц, если оно необходимо;
  • документация, выданная в результате проведения межевания участка и согласования его границ;
  • разрешительные документы на ввод в эксплуатацию;
  • если участком обладают долевые собственники, необходимо предоставить также проект межевания, согласованный между ними, подтверждающий доли владельцев.

В случае, когда существует несколько субъектов, которые желают изменить границы, перераспределить земли или объединить их, нужно подать в орган регистрации дополнительную документацию, подтверждающую волеизъявление этих собственников.

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzhiloepravo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fimg-645929829_1638137580164138_m

  • лицо, которое занимается комплексным освоением территории по договору;
  • владельцы на праве общей собственности, которые определились со своими долями;
  • граждане, входящие в некоммерческую организацию (к примеру, такую, как общество садоводов);
  • разделять свои земли могут муниципалитеты и госорганы.

Выдел для образования земельного участка могут производить только долевые владельцы, за исключением тех, у кого есть помещение в многоквартирном доме.

Раздел или выдел невозможен, когда участок или постройки на нём являются неделимыми, так как это приводит к потере целостности объекта или невозможности использовать его по целевому назначению.

При выделе или разделе земли, которая находилась в совладении, каждый имеет право прекратить совместное владение и потребовать свою долю.

Порядок образования земельных участков обязывает владельцев недвижимости, что пребывает в совместной собственности, сначала определиться с долями, которые полагаются каждому из них или желающему прекратить совместное владение. Разделение надела или выдел происходит вследствие соглашения или решения суда.

Формирование земли, которая принадлежит муниципальным образованиям и госорганам, осуществляется в пределах старых границ. Субъект, который пользуется такими землями на законных основаниях (допустим, арендует их), подаёт заявление с целью утвердить расположение надела на кадастровом плане. Кроме этого заявитель подаёт саму схему и копии документов на надел, если он ещё не был зарегистрирован в ЕГРН. У органа власти есть месяц, чтобы отказать землепользователю или утвердить схему.

Законодатель предоставляет возможность заявителям самим составлять межевой план, который касается даже многоконтурных участков. Это земли, которые находятся в одном населённом пункте и состоят из нескольких наделов. Они могут быть разделены между собой, иметь вкрапления и их границы могут не иметь точек соприкосновения (допустим, частный дом и участок разделены дорогой).

При формировании такого надела присваивается всем частям единый номер для постановки на кадастровый учёт. Сделки проводятся с таким наделом как с единым целым.

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzhiloepravo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fservices-redistribution-of-land

Формирование земли путём объединения возможно одним и несколькими собственниками. Прежние участки прекращают своё существование и оформляются на одного или нескольких собственников, которые владеют образованным наделом на праве общего владения.

Образование земельных участков через объединение является популярной процедурой по таким причинам:

  • получение налоговых льгот невозможно для нескольких участков сразу;
  • нельзя построить большой дом сразу на двух наделах, так как последуют проблемы с его регистрацией;
  • вырастает цена на большой участок при его продаже;
  • для одного собственника не нужно формировать отдельные пакеты документов на недвижимость;
  • уменьшение земельного налога.

Требования к объединяемым участкам:

  • все участки должны иметь одинаковый правовой статус (допустим, нельзя объединить земли в бессрочном владении и в наследуемом), кроме случая, когда их объединяет одно лицо;
  • наделы должны быть смежными;
  • границы объединяемых земель должны быть точно определены, в этом случае кадастровому инженеру не понадобится выезжать на объект, он может составить план межевания по имеющимся схемам;
  • наделы должны принадлежать к одной категории (допустим, выдаваться под поселение);
  • участки могут находиться в пределах одной административной единицы;
  • новые участки должны соответствовать всем требованиям к формированию новых земельных наделов (не допуская вклинивая, нарушений размеров и т.д.)

Порядок формирования земельных участков предполагает предоставление заявлений всех их владельцев о намерении создать один надел.

Между органами госвласти и самоуправления возможно перераспределение земли в определённых случаях.

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzhiloepravo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2F017606a5a7a1c7f1c65dc39a22754f64-1

  1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, интересы третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
  2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
  3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.
Читайте так же:  Как добыть «мифические» дивиденты

Основаниями являются соглашения между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzhiloepravo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2F7b9d81228e36e1d9fddbe98b8c28a389

Для перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий. Получить участок без оплаты, к примеру, могут многодетные граждане, религиозные и благотворительные организации.

Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.

Часть участка считается по законодательству отдельным земельным объектом.

Право на часть участка появляется в следующих случаях:

  • при приобретении во владение дома или иной постройки, которые размещены на чужой земле, новый собственник получает права на ту ЧЗУ, где стоит здание;
  • при сдаче в аренду части надела;
  • если сервитут имеет отношение не ко всему участку;
  • когда на часть состояния, в том числе недвижимого, наложено обременение (в Росреестре должны быть такие сведения об участке).

Во всех вышеописанных ситуациях образование части земельного участка нужно зарегистрировать путём внесения информации о ней в Росреестр. Для этого нужно произвести межевание территории, составить с помощью специалистов план границ и поставить часть надела на кадастровый учёт.

Владельцы квартир выступают совладельцами земли, на которой возведён такой дом и постройки рядом с ним.

Относительно земельных участков под многоквартирными строениями, что сформировались до весны 2005 г., или тех, что уже зарегистрированы в Росреестре, то они принадлежат владельцам квартир.

Формирование земельного участка под многоквартирным домом, если он не занесён в Росреестр недвижимости, требует активных действий со стороны владельцев квартир.

Оформление происходит таким образом:
Изображение - Формирование земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzhiloepravo.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fsobstvenniki

  • проводится общее собрание владельцев квартир;
  • принимается решение о необходимости сформировать участок и выбирается уполномоченный представитель собрания перед различными инстанциями;
  • составляется заявление об оформлении участка;
  • выбранное лицо направляется к регистратору с заявлением, паспортом и документацией, чтобы подтвердить и своё право владения квартирой;
  • кадастровый инженер готовит проект межевания;
  • проводится постановка на учёт.

Пока участок не сформировали, собственники квартир могут использовать надел в объёме, необходимом для нормальной эксплуатации жилого дома.

Земли, собственником которых являются органы власти, формируются в связи с принятием одного из документов-оснований:

  • создание проектной документации по земельным участкам относительно их межевания;
  • формирование документов для лесных участков;
  • утверждённая схема положения наделов на кадастровых планах.

Проект межевания обязателен для таких земель:

  • для участка, образуемого из надела, предоставленного субъекту на основании договора об освоении и развитии земли;
  • для участка, выделенного некоммерческому образованию с целью ведения на нём хозяйства;
  • для территорий, предоставляемых с целью комплексного освоения;
  • в пределах поселения, на котором стоят многоквартирные дома;
  • для земель, где находятся или планируются линейные объекты.

При приобретении недвижимости в Москве, часто появляется вопрос в оформлении земельных правоотношений. Оформление необходимо начинать с формирования земельного участка, занятого объектами недвижимости, и постановки его на государственный кадастровый учет. Формирование земельного участка необходимо, например, в ситуациях, когда у продавца недвижимости не были оформлены земельные отношения либо он продает не все принадлежащие ему объекты недвижимости, расположенные на одном участке либо участок был соответствующим образом предоставлен, но в натуре границы его не определялись.

По общему правилу, установленному ст. 552 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и ст. 35 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), при переходе права собственности на объект недвижимости к новому правообладателю недвижимости переходят и права на часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Таким образом, у обладателя прав на недвижимость возникает право требовать оформления земельных правоотношений. При этом согласно п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

До принятия Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, и постановка его на кадастровый учет в г. Москве осуществлялись фактически в безальтернативном порядке. Согласно указанному порядку с соответствующими заявлениями необходимо было обращаться в Департамент земельных ресурсов г. Москвы (далее – ДЗР) (его территориальные органы).

Работы по формированию земельных участков, в том числе связанные с определением границ и площади земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования велись чиновниками Департамента. Оформление земельных правоотношений, в том числе формирование земельных участков, занятых объектами недвижимости, во многих случаях затягивалось на неопределенное время. Кроме того, учитывая дефицит и дороговизну земли в г. Москве, нередкими были случаи, когда площадь и границы земельных участков, устанавливались в минимальных размерах и с минимальными отступами от объекта недвижимости. В большинстве подобных случаев ДЗР предоставлял собственнику объекта недвижимости в долгосрочную аренду земельный участок, занятый таким объектом, и в краткосрочную — прилегающий незастроенный участок для целей благоустройства. На сегодняшний день такой собственник здания вправе выкупить только занятый зданием участок, границы которого нередко совпадают с фундаментом самого здания, что фактически лишено смысла.

Читайте так же:  Как гражданину россии получить гражданство новой зеландии

Следует отметить, что после вступления в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» собственники объектов недвижимости по-прежнему могут обращаться в ДЗР и поручать ему формирование участков, занятого такими объектами. Однако в данном случае границы, в которых следует формировать участок, кадастровым инженерам указывает именно Департамент и не всегда они будут устраивать собственника недвижимости.

В процессе согласования местоположения границ образуемого земельного участка смежные землепользователи, в том числе в лице уполномоченного органа власти г. Москвы – ДЗР и его территориальных органов, вправе согласиться с предлагаемым местоположением границ или представить обоснованный отказ в таком согласовании.

Согласование либо отказ в согласовании местоположения границ участка отражаются в акте согласования местоположения границ. В случае отказа одного из смежных землепользователей образуемого участка в согласовании местоположения границ, эти границы могут быть установлены в судебном порядке. При этом суд будет решать насколько обоснован отказ смежного землепользователя, в том числе в лице уполномоченного органа власти г. Москвы, в согласовании местоположения границ образуемого участка. Следует отметить, что как показывает практика, согласовывать местоположение границ земельных участков с уполномоченным органом власти г. Москвы – ДЗР и его территориальными органами гораздо проще именно в судебном порядке.
После согласования местоположения границ образуемый участок необходимо поставить на государственный кадастровый учет.

ООО «Первая кадастровая компания» предлагает следующие организационно-правовые и консультационные услуги по юридическому сопровождению процедуры формирования земельных участков в г. Москве, согласования местоположения границ земельных участков, а также последующей постановки сформированных участков на государственный кадастровый учет:

  • консультирование (как в устном, так и в письменном виде) по вопросам, связанным с формированием земельных участков, согласованием местоположения границ со смежными землепользователями, в том числе с уполномоченными органами власти г. Москвы;
  • юридическое сопровождение процедуры формирования земельных участков в г. Москве, согласования местоположения их границ, постановки участка на государственный кадастровый учет.

Земля как важный источник существования с древних времен играет важную роль в жизни человечества во всех отраслях его деятельности. Потребность в земельных ресурсах в России является чуть ли не самой главной для населения страны. Так как земля является объектом национального богатства и источником различных природных благ. От того, в чьем пользовании находится земля, для чего и как она используется зависит благополучие каждого члена общества, социальный прогресс, развитие экономики и экологическое равновесие.

В последнее время стали возникать межевые споры, которые невозможно разрешить из-за отсутствия в земельном кадастре сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки. Все это создало предпосылку для возникновения необходимости зафиксировать границы земельных участков в земельном кадастре. Появилась потребность в правовом регулирование земельных отношений между владельцами земельных участков и государством. Существуют различные государственные органы, отвечающие за распределение земельных участков, и их целесообразным использованием владельцами такие как:

· Министерство природы Российской Федерации;

· Федеральная служба кадастра объектов недвижимости;

· Министерство сельского хозяйства РФ;

· Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

Право на земельный участок возникает на основании, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Имеется ряд юридических и кадастровых мероприятий необходимых для регистрации прав на земельный участок, а также для проведения различного рода сделок с данным участком. Одним из таких обязательных мероприятий в соответствии со ст.45.1 ФЗ№447 является постановка земельного участка на кадастровый учет. Только после межевания и постановки земельного участка на кадастровый учет, у органов государственной власти появляется полная и точная информация о нём.

Образование земельного участка в соответствии с действующим законодательством

земельный правой законодательство межевание

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами Российской Федерации. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Действующим законодательством под формированием (образованием) земельных участков понимается, постановка земельных участков на государственный кадастровый учет. Именно кадастровый учет удостоверяет существование определенного земельного участка с характеристиками, позволяющими определить такой участок в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, образование земельных участков возможно:

ь во-первых, путем образования новых земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

ь во-вторых, путем преобразования (раздела, объединения, перераспределения или выдела) уже существующих (сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет) земельных участков;

Частные собственники, а также лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, и юридические лица при осуществлении хозяйственной деятельности достаточно часто сталкиваются с потребностью образования (формирования) земельных участков. В большинстве случаев такая необходимость связана с оформлением прав на участки, в том числе занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности этих лиц. Исходя из указанных способов образования земельных участков, следует привести следующие примеры наиболее частых случаев необходимости образования (формирования) земельных участков.

Читайте так же:  Как оформить договор дарения недвижимости между близкими родственниками

Один из них это – образование земельного участка из земель, находящихся государственной или муниципальной собственности. В таком случае образование земельного участка происходит из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а не из конкретного земельного участка, т.е. образование (формирование) участка происходит впервые. Целесообразность образования такого земельного участка, во-первых, может быть определена целями его дальнейшего предоставления для строительства. Во-вторых, имеются ситуации, когда земельный участок предоставлялся физическому или юридическому лицу задолго до вступления в силу ЗК РФ, но до настоящего момента не был сформирован и поставлен на учет, т.е. границы его не установлены на местности, участку не присвоен кадастровый номер.

У указанных лиц имеются документы о предоставлении участка, как правило, на праве постоянного (бессрочного) пользования, но государственный кадастровый учет участка не проведен. В целях оформления прав на такой участок, в том числе путем его выкупа (приватизации), необходимо образовать (сформировать) такой участок. В данном случае образование участка также является первичным.

А вот образование земельных участков из уже существующих участков, осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения или выдела. Образование земельных участков указанными способами возможно, как из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (разграниченной или неразграниченной), так и из земельных участков, находящихся в частной собственности.

1. Раздел земельного участка.

С данным способом образования земельных участков наиболее часто сталкиваются собственники объектов недвижимости при оформлении ими земельных отношений под такими объектами или при отчуждении таких объектов иным лицам.

Наиболее частый пример необходимости образования земельных участков из участка, находящегося в государственной ли муниципальной собственности, это случай, когда на таком участке находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие на праве собственности разным лицам.

В частности, объект(ы) недвижимости могут находиться на земельном участке, принадлежащем собственнику иных объектов недвижимости, расположенных на том же участке, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Для оформления прав каждого собственника объекта недвижимости на отдельный земельный участок, занятый таким объектом, в том числе путем его выкупа (приватизации), необходимо сформировать такие участки, поставить их на государственный кадастровый учет.

Раздел земельного участка, находящегося в частной собственности, необходим, например, в случае, когда собственник объектов недвижимости, на нем расположенных, продает один или несколько таких объектов. Помимо указанных выше, нередки случаи необходимости раздела земельного участка, находящегося в аренде. В частности, такой раздел необходим при отчуждении собственником объектов недвижимости, расположенных на арендуемом им земельном участке, одного или нескольких таких объектов. А.А Варламов, С.А Гальченко «Государственный кадастр недвижимости»: учебник для высших и средних учебных учреждений Москва 2012 г.

Нужно отметить, что действия по разделу возможны при условии делимости изначального земельного участка. В ином случае оформление участка возможно в долевую собственность собственников объектов недвижимости или аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.

2. Объединение земельных участков.

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок. При этом, участки, из которых путем объединения образован новый участок, прекращают свое существование. Необходимость объединения земельных участков возникает, например, в случае, когда одному лицу принадлежат несколько смежных участков и это лицо намерено осуществить строительство на таких участках.

3. Выдел земельного участка.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков.

При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Образование участка путем выдела освобождает его собственника от обязанностей, предусмотренных действующим законодательством в отношении владения, пользования и распоряжения долей в праве общей собственности на земельный участок. В частности, собственник земельного участка, образованного путем выдела, вправе самостоятельно распоряжаться им. В то время как для распоряжения участком, находящимся в долевой собственности, требуется согласие всех сособственников, а для распоряжения (путем отчуждения) долей в праве на земельный участок обязательно соблюдение преимущественного права остальных сособственников на такое отчуждение.

4. Перераспределение земельных участков.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение смежных земельных участков может быть обусловлено хозяйственной необходимостью владельца одного участка использовать часть смежного участка и наоборот.

В юридической практике, касающейся сферы земельных правоотношений в России, нередки ситуации, когда гражданин уже много лет владеет участком земли, однако границы этого участка не сформированы на местности и по сути являются условными. Но в дальнейшем практически перед каждым землевладельцем встанет вопрос о необходимости межевания участка земли, не оформленного в надлежащем виде.

Изображение - Формирование земельного участка 3456363343
Автор статьи: Сергей Шевцов

Добрый день! Я уже чуть более 11 лет предоставляю услуги юридической помощи свои клиентам. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.6 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here