Информация, которую должен предоставлять следователь

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: "Информация, которую должен предоставлять следователь". Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными комментариями основанными на опыте работы.

Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов

Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов: правомерность, обоснованность, мотивированность.

Крайне распространенной является ситуация, когда организация получает письменный запрос правоохранительных органов (Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции и т.п.) с просьбой или даже требованием предоставить в определенный срок информацию в виде заверенных копий документов, связанных с финансово-хозяйственными взаимоотношениями данной организации с конкретными контрагентами или же вообще по всем контрагентам за определенный период (договоры, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры, платёжные поручения, книги покупок, книги продаж, переписка и т.д.).

Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20

Внешне данные письменные запросы соответствуют всем стандартам и формам, установленным и утверждаемым соответствующим Приказами и другими локальными актами (инструкциями) по делопроизводству МВД РФ, т.е. выполнены на официальном бланке соответствующего органа или ведомства, содержат исходящий номер и дату, подписаны уполномоченным должностным лицом с проставлением соответствующей печати.

Видео удалено
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако непосредственно по содержанию данные запросы часто не соответствуют элементарным требованиям законодательства об обоснованности и мотивированности.

Довольно часто сотрудники правоохранительных органов не обременяют себя пояснениями относительно причин и мотивов запроса информации, сведениями о проводимой ими проверки, причинах проведения такой проверки, информации об уголовном или административном деле, в рамках которых и запрашивается информация. В результате адресат подобных запросов даже не всегда может сделать однозначный вывод о том, в отношении кого именно проявлен интерес со стороны правоохранительных органов в данном случае – в отношении самой организации или в отношении её контрагентов или же вообще усматривается соучастие обоих сторон сделок.

Часто подобные запросы содержат в себе достаточно обобщенные и скупые преамбулы типа «На основании п.10 части 1 ст.13 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ, ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. № 144-ФЗ, просим Вас предоставить информацию..».

В соответствии с требованиями Закона «О Полиции», критерием правомерности истребования информации является ее необходимость для решения возложенных на органы полиции задач. Обязательным для исполнения являются законные требования сотрудников полиции.

Исходя из перечня задач, возложенных на органы полиции в соответствии со ст.2 Федерального Закона «О Полиции», основанием для истребования информации может быть осуществлении органами полиции мероприятий (проверок), направленных на пресечение преступлений и административных правонарушений. Таким образом, поводом для истребования информации в данном случае могут быть сведения о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния.

В связи с этим, поскольку в запросе отсутствует указание на предмет и цели проведения проверки, вопрос о законности ее проведения (приказ МВД РФ № 177 от 16.03.2004г., Приказ МВД РФ № 636 от 02.09.2005г.) и, следовательно, правомерности предъявленного требования о выдаче документов имеет принципиальное значение, поскольку отсутствие факта преступного посягательства лишает возможности проведения каких-либо проверочных мероприятий со стороны органов полиции.

Перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут выполняться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, приведен в ст. 6 названного Закона. Данный список носит закрытый характер, согласно прямому указанию может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Направление запросов к числу оперативно-розыскных мероприятий не отнесено.

Возможность получения интересующей информации подобным образом предусмотрена ч. 4 ст. 13 Федерального закона “О полиции” от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ, но только в случаях, прямо определенных п. п. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26 и 27 ч. 1 настоящей статьи.

В соответствии с п.4 части 1 ст.13 Федерального Закона «О Полиции» в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию.

Как следует из анализа приведенной нормы права, направление запросов возможно лишь при наличии установленных законом оснований, к числу которых просто осуществление оперативно-розыскной деятельности (при отсутствии расследуемых уголовных дел и зарегистрированных в установленном порядке заявлении и сообщений о преступлении) не относится.

Видео удалено
Видео (кликните для воспроизведения).

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь в целях выполнения задач, предусмотренных статьей 2 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, и при наличии оснований, указанных в его статье 7.

Читайте так же:  Неуплата административного штрафа

Соответственно, данный Федеральный закон не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации, в том числе, содержащей персональные данные, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно-розыскной деятельности.

Из этого следует, что задачи оперативно-розыскной деятельности, связанные с получением документов, при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий решаются с соблюдением специальной процедуры, установленной законом.

Таким образом, если запрос не содержит необходимых для ответа на него сведений, не является мотивированным и объективно не позволяет собственнику информационного ресурса однозначно определить основания законности и необходимости получения запрашиваемых документов, имеются вполне законные основания воздержаться от предоставления какой-либо информации.

Также необходимо помнить, что организация в зависимости от своей организационно-правовой формы может нести ответственность перед своими акционерами, учредителями (участниками), контрагентами и партнерами за несанкционированное разглашение информации и причиненный в связи с этим ущерб.

Учитывая изложенное, в целях защиты информации, право на защиту которой прямо гарантировано Федеральным законом «О коммерческой тайне», и недопущения ее несанкционированного разглашения, целесообразнее известить автора запроса о правомерном воздержании от предоставления запрашиваемых сведений, имеющих конфиденциальный характер, вплоть до получения надлежащим образом оформленного запроса с указанием мотивов истребования информации, указывающих на законность и необходимость ее получения, номера уголовного дела, ссылки на материалы проверки зарегистрированные в КУСП.

В случае, если данные запросы не только не подвергнуться необходимым уточнениям и корректировкам со стороны их авторов, но настойчиво продолжат поступать с новой силой, адресат-юридическое лицо имеет право обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий соответствующего правоохранительного органа, выразившихся в направлении неправомерных и не подлежащих исполнению запросов.

В силу ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к ответственности.

Запросы, поступившие Обществу, ввиду отсутствия оснований для их направления, не являются обязательными для исполнения, а, следовательно, их получение не влечет возникновения обязанности по представлению требуемых документов, решение вопроса о возможности передачи материалов остается на его усмотрение.

Юристы группы компаний «Аваль» помогут Вам своевременно и аргументировано составить отзыв (ответ) на необоснованные запросы правоохранительных органов, что позволит в дальнейшем избежать административных санкций и ответственности за непредоставление сведений, а также представят Ваши интересы в суде о признании незаконными действий соответствующего правоохранительного органа.

Юрисконсульт ГК «Аваль» Данилов Е.В.

Как себя вести на допросе в налоговой инспекции или у следователя

Если вам пришла повестка о вызове на допрос от сотрудников правоохранительных органов для прохождения допроса или опроса (объяснения), то важно понимать, что это вас ждет не дружеская беседа, а серьезный разговор. Лучше приходить в отделение полиции для прохождения допроса с адвокатом.

Разница между допросом и опросом есть, не путайте эти два понятия. Допрос проводится на основании открытого дела, а опрос – только лишь при проверке. От опроса можно отказаться без каких-либо последствий для себя.

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь proxy?url=https%3A%2F%2Flexconsult.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2F20180307jIZlRP3BRlA8Car8_Xzu7X_large

По действующему законодательству гражданин может, но не должен предоставлять различные объяснения сотрудникам полиции. И еще нет статей, по которым была бы ответственность за отказ от дачи объяснений. Есть лишь санкция за отказ от дачи показаний в ходе допроса, связанного с уголовным делом. Но даже при этом, гражданин может не отвечать на вопросы следователей, а просто сослаться на 51-ую статью Конституции РФ, по которой ни один человек не обязан свидетельствовать против самого себя.

Но что же делать, если вы все-таки попали на допрос и адвоката рядом с вами нет? Важно соблюдать несколько правил, которые помогут предотвратить неправомерные действия со стороны сотрудников правоохранительных органов. Стоит рассмотреть подробнее как вести себя на допросе.

Вне зависимости от причины, по которой вас вызвали на допрос, нужно:

  • сохранять выдержку и самообладание;
  • настроиться на спокойный разговор;
  • отвечать уверенно и только на те вопросы, в которых вы не сомневаетесь.

Спокойное психологическое состояние поможет именно вам. Волнение и излишняя открытость позволят усомниться следователям в правдивости предоставляемых сведений. Нужно обдумывать каждую фразу и каждый жест.

Если вы не можете держать свои эмоции и волнение под контролем, то лучше сразу сказать об этом сотрудникам правоохранительных органов. Это расставит все точки над «i» и не даст повода для сомнений в ваших словах.

Для успешного прохождения допроса нужно знать свои права. Они таковы:

  1. Если это не допрос по уголовному делу, можно отказаться от него, без каких-либо дальнейших санкций.
  2. Если допрос в качестве обвиняемого, можно от него отказаться, так как это является правом защиты.
  3. Перед началом допроса следователь должен разъяснить все права. Если этого не было, можно не отвечать на вопросы без каких-либо санкций.
  4. Можно писать показания собственноручно.
  5. Следователь, по завершению допроса, обязан предоставить протокол для ознакомления. Если есть замечания, он обязан внести их в протокол.
  6. Если гражданину не дали протокол на подпись, он не действителен.
  7. Каждый имеет право отказаться от дачи показаний, в случае если они свидетельствуют против него самого. Причем причину отказа сообщать необязательно, и не важно — свидетель вы или обвиняемый.
  8. Если свидетель дал обязательство не разглашать кому-либо информацию, то это касается и допроса (причем обязательство может быть дано только в устном виде, никакой подтверждающей документации не требуется).
  9. Если какие-либо показания не могут быть даны из-за того, что гражданин их не помнит, или помнит частично, он может отказаться от их дачи.
Читайте так же:  Документы для прописки в квартире

Если допрос ведет следователь, не указанный в протоколе, то это — нарушение прав гражданина, следовательно, он не обязан отвечать на вопросы.

Каждый имеет право на юридическую помощь на допросе. Причем он может отказаться от дачи показаний до прихода адвоката. Если же у гражданина нет адвоката, то следователь обязан предоставить такие услуги.

Можно ли молчать на допросе — рекомендации смотрите в видео ниже:

Есть условные правила, соблюдать которые настоятельно рекомендуется всем гражданам на допросе. Они таковы:

  1. Как можно меньше говорить. Отвечать на вопросы кратко и четко, для того, чтобы не допустить двойного толкования показаний следователем.
  2. Обдумывать каждый ответ, жест, действие и т.д.
  3. Не отвечать на вопросы, которые не указываются в протоколе допроса.
  4. Не нужно бояться отвечать на вопросы. Если вы сомневаетесь в том или ином ответе, можно просто промолчать на допросе, сославшись на то, что вы не знаете его.
  5. Отвечать на вопросы вежливо, без хамства.
  6. Не отвечать на такие вопросы, в которых есть вероятность того, что они будут свидетельствовать против вас.

При допросе в обязательном порядке составляется протокол. В него записываются все вопросы и, полученные на них, ответы. Свидетель и обвиняемый имеют право собственноручно заполнять описываемый документ.

По окончанию допроса следователь передает документ на ознакомление свидетелю. При обнаружении каких-либо замечаний, следователь должен внести изменения в содержание документа. Далее свидетель должен поставить свою подпись на каждой странице документа. Если ее не будет, то протокол недействителен.

Процедура допроса у следователя или в налоговой инспекции имеет много условий и требований, без соблюдения которых гражданин может просто отказаться от дачи показаний без последствий для него. Главное, сохранять спокойствие, выдержку и четко формулировать свои мысли. Также важно понимать разницу между допросом и объяснением. Во втором случае можно отказаться от разговора без объяснения причин.

Как документы, флешки и свидетели приводят к миллионным доначислениям?

Уголовное преследование – Налоговые проверки – Подготовка к допросу – Оптимизация налогов

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь proxy?url=http%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aac83_down67

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь proxy?url=http%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aac83_down67

В предыдущей статье мы кратко оговорили, из каких органов могут прийти запросы на предоставление документов и чем запросы могут быть мотивированы. Одним из выводов стала рекомендация не предоставлять документы.

Чем полнее вы понимаете логику следователей, тем лучше для вас. Поэтому в этой статье мы рассказываем, почему правоохранителям так интересны документы компании.

Позднее будет третья статья, посвящённая вопросу: как законно отказать в предоставлении документов компании. Но вернёмся к сегодняшней теме.

Зачем правоохранительным органам документы компании?

Итак, вам пришёл запрос о предоставлении документов. Это значит, что у правоохранительных органов есть информация, что ваша компания уклоняется от налогов. Каким конкретно образом она это — якобы — делает, пока не важно.

Цель сотрудников «органов» — выявить преступление, возбудить дело и довести его до суда. Это показатель их работы, их премии и продвижение по службе.

Чтобы возбудить дело, следователям нужны факты, данные, указывающие на то, что преступление было совершено.

Вот этими-то фактами, указывающими на преступление, и могут стать документы компании.

Какие именно документы становятся доказательством уклонения от налогов?

Практика показывает, что нужную информацию следователи получают из первичных документов:

  • договоров;
  • приложений к ним;
  • актов выполненных работ (услуг);
  • товарных накладных;
  • счетов-фактур;
  • УПД (универсальные передаточные документы);
  • других документов, содержащих подписи сторон и информацию о хозяйственной жизни компании.

Но документы — не единственный источник информации. Ценные для следствия данные правоохранители могут получить также с помощью электронных носителей и свидетелей.

К показаниям свидетелей можно отнести:

  • показания ваших сотрудников;
  • показания контрагентов;
  • показания третьих лиц.

Всё это —источники опасности для вашей компании.

Какую информацию правоохранители могут получить из документов, электронных носителей и свидетельских показаний?

Приведём примеры.

Какую информацию следователи могут извлечь из первичных документов:

Пример 1: получив документы, следователи проводят экспертизу подписей в этих документах. Если подписи не совпадают, то следователь заявляет, что документ недействителен. А значит, при расчёте налога на прибыль затраты компании, которые в этом документе отражены, не учитываются. В вычетах по НДС также будет отказано.

Для сравнения подписей следователи берут в ФНС регистрационное дело, где есть нотариально заверенная подпись директора. Есть и другие варианты, например, берут в банке карточку с образцами подписей.

Читайте так же:  Что такое обременение на квартиру и как его наложить

Пример 2: чтобы доказать завышение расходов на товары, услуги или работы, следователь сравнивает данные из договоров (цену, объемы работ или услуг, другие данные) с описанием товара (услуги, работы) в спецификации или по смете. Также следователь может назначить экспертизы, чтобы доказать завышение стоимости товаров, работ или услуг. Если есть завышение стоимости товара или работ, то наценку на товар или необоснованные расходы не будут учтены при исчислении налогов.

Пример 3: возьмём грузоперевозки. Следователь смотрит, какие ФИО и какой номер автомобиля указаны в товарно-транспортной накладной. Зачастую они указываются неверно. В будущем, номер и марка автомобиля не будут совпадать. Либо водитель, который перевозил товар «не вспомнит» данную перевозку или будет давать путанные показания. Как результат, следователь признает затраты на перевозку необоснованными.

Поговорим теперь об опасностях, исходящих от электронных носителях.

Пример 1: следователь может узнать, что документы на компьютерах изготавливались позднее, чем соответствующие документы от имени контрагента. А значит, вся операция — «липа».

Пример 2, похожий на предыдущий пример: следователь понимает, что счета-фактуры, акты выполненных работ изготавливались на ваших компьютерах, хотя они якобы пришли к вам от имени контрагента. Это говорит о фиктивности документооборота, а значит, о фиктивности операций.

Пример: следователь узнаёт от сотрудников, что работа, якобы выполнявшаяся сторонней организацией, выполнялись сотрудниками самой компании. Что контрагента, якобы выполнявшего работу, никто не знает, его сотрудников не видели, телефона и электронной почты вспомнить никто не может.

Как видите, у следователя достаточно возможностей, чтобы получить информацию.

А теперь представьте, что никакой ценной информации следователь не получил

Нет информации – нет уголовного дела.

Никаких поддельных подписей нет.

Товароведческих экспертиз о завышении цен на покупаемые товары нет.

Изготовление документов контрагента на компьютерах компании не доказаны.

Следователь не может возбудить дело только на основании общих ответов на такие же общие вопросы: «надо посмотреть в записной книжке» или «я уточню в бухгалтерии».

Конечно, при отказе предоставить документы оперативные сотрудники могут назначить оперативно-розыскное мероприятие (ОМР) — обследование помещений и изъять документы принудительно. Именно поэтому отказ предоставить документы должен быть чётким, законным и обоснованным. Но это уже тема другой статьи.

  1. Чтобы возбудить уголовное дело против руководства компании, правоохранителям нужны факты о том, что совершено преступление. Если фактов не будет – не будет и уголовного дела. Ваша задача – не позволить следователю получить нужные ему факты.
  2. Источники информации для следователя: документы вашей компании, электронные носители информации и показания свидетелей. Позаботьтесь заранее, чтобы следователь не смог получить их.
  3. Отказ в предоставлении документов должен быть юридическим безупречным. Это может быть даже не отказ, а вступление в длинную юридическую переписку со следователем, чтобы «потянуть время». Вполне возможно (такая практика есть), что за время переписки следователь потеряет интерес к вашей компании. Каждый шаг руководства компании должен быть юридически правильным. Лучше, если в деле будет участвовать опытный налоговый юрист.

Кстати, на забудьте подписаться на нашу рассылку.

Как ФНС будет использовать информацию аудиторов против бизнеса?

Приглашение на беседу в налоговую: похоронный марш по вашему бизнесу

Не убрали из офиса лишний компьютер? Заплатите 80 млн руб

Вывод имущества при банкротстве: риск признания сделки недействительной

СУР АСК НДС-2: как работает эта система и чем она грозит налогоплательщикам

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь proxy?url=http%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad47_social1

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь proxy?url=http%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad32_social2

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь proxy?url=http%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad46_social3

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь proxy?url=http%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad0a_social4

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь proxy?url=http%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad49_point3

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь proxy?url=http%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad52_line-2

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь proxy?url=http%3A%2F%2Fnalog-advocat.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Fnalog-advocat-new%2Fimages%2F58ca4dd9c5ec60882c3aad52_line-2

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

В каких случаях должны предоставляться медицинские документы по запросам органов дознания, следствия, суда и прокуратуры?

Имеет ли право медицинское учреждение предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну, по запросам органов полиции в связи с проводимой проверкой зарегистрированных заявлений о преступлении, по запросам судебного пристава-исполнителя о нахождении на стационарном лечении должника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство? В каких случаях должны представляться медицинские документы (подлинники или копии) по запросам органов дознания, следствия, суда и прокуратуры?

1. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, в числе которых названа и врачебная тайна. Исходя из содержания п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее — Закон N 323-ФЗ) врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. При этом разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается.

Читайте так же:  Порядок иммиграции в эквадор из россии плюсы и минусы эмиграции

На основании ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с согласия гражданина или его законного представителя. Предоставление таких сведений без такого согласия возможно, в частности, по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно (п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). По смыслу приведенной нормы подобные запросы возможны либо в рамках возбужденного уголовного дела*(1), либо уголовного судопроизводства, либо на стадии исполнения уголовного наказания. При этом перечень лиц, которые вправе обращаться в медицинские учреждения с такими запросами, сформулирован исчерпывающим образом. Полиция в этом списке не поименована.

Однако это не означает, что медицинская организация не должна высылать истребуемую информацию по запросам должностных лиц полиции. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции” (далее — Закон N 3-ФЗ) полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и

сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

Как видим, в приведенной норме особо оговорено право должностных лиц полиции получать сведения, относящиеся к персональным данным, под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу — субъекту персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”, далее — Закон N 152-ФЗ). Причем это могут быть и специальные категории персональных данных, включая сведения о состоянии здоровья гражданина (ч. 1 ст. 10 Закона N 152-ФЗ).

В ч. 4 ст. 13 Закона N 3-ФЗ установлено, что данные требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в этом требовании, но не позднее одного месяца с момента его вручения (смотрите, к примеру, решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 (Извлечение)). Однако требование должностного лица полиции будет обязательным только в том случае, если оно мотивировано, то есть в нем должны быть указаны основания запроса.

К сожалению, действующее законодательство не содержит требований к содержанию и форме подобного запроса. Полагаем, что в нем в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения: для каких целей необходима конфиденциальная информация о пациенте (проверка заявления, сообщения о происшествиях и т.п.), регистрационный номер, под которым в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (приложение N 1 к приказу МВД России от 29.08.2014 N 736) зарегистрировано заявление или сообщение о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии*(2), дата его регистрации, норма права, на основании которой делается запрос (правовое основание), наименование должности, фамилия, имя, отчество и подпись должностного лица, направившего запрос.

Вряд ли может быть признан запрос мотивированным, если запрашиваемая информация отсутствует у медицинской организации (смотрите, например, постановление Куйбышевского районного суда г. Самары Самарской области от 11.08.2014) или не относится к уголовному делу, делу об административном правонарушении, иному зарегистрированному происшествию, а сформулирован, например, “в связи со служебной необходимостью” и т.п. Так, например, Верховный Суд Республики Башкортостан счел, что запрос сотрудника полиции об информации, составляющей врачебную тайну гражданина, не был связан с расследованием или судебным разбирательством уголовного или административного дела в отношении него, а также с проверкой зарегистрированных заявлений граждан о совершенных этим гражданином преступлении или административного правонарушения, а потому признала его противоречащим действующему законодательству (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13.06.2013 по делу N 33-7315/2013). Такой же вывод содержится в решении Ленинского районного суда г. Уфы от 03.04.2013 по делу N 2-196/13, решении Ногайского районного суда Республики Дагестан от 29.04.2014 по делу N 2-134-14.

Читайте так же:  Как и куда написать жалобу на учителя школы

Таким образом, при поступлении в медицинскую организацию письменного

мотивированного запроса от органов полиции организация обязана предоставить запрашиваемые сведения, в том числе содержащие персональные данные пациентов.

Обратим внимание, что если истребуется медицинская документация для проведения экспертизы, то документы должны предоставляться в оригиналах. Это следует, в частности, из п. 67 приказа Минздравсоцразвития от 12.05.2010 N 346н “Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации”, где сказано, что исследование заверенных копий документов допускается только в случае невозможности исследовать оригиналы медицинских документов по письменному разрешению органа или лица, назначившего экспертизу. В п. 7 постановления Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 “Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека” также предписано, что медицинские документы, представляемые для судебно-медицинской экспертизы, должны быть подлинными. В иных случаях, на наш взгляд, таковыми могут быть и надлежащим образом заверенные копии отдельных медицинских документов, выписки, справки и т.п.

2. В отношении запросов, поступающих от судебных приставов-исполнителей, отметим, что их право обрабатывать специальные категории персональных данных граждан, в том числе и получать их, закреплено в п. 7 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ, в силу которого обработка таких персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она осуществляется в числе прочего и в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Из положений п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ “О судебных приставах” (далее — Закон N 118-ФЗ), п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 01.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее — Закон N 229-ФЗ) следует, что судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения исполнительных документов вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки (смотрите письмо Федеральной службы судебных приставов от 14.11.2011 N 12/01-27776-ТИ “О направлении запросов в отношении должников по специальной категории персональных данных”). Пунктом 1 ст. 14 Закона N 118-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

При этом надлежит учитывать, что одним из принципов обработки персональных данных является ограничение их обработки достижением конкретных, заранее определенных и законных целей и недопустимость обработки персональных данных, не совместимой с целями их сбора. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки (ч.ч. 2, 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ).

Аналогичные предписания содержит и ч. 1 ст. 12 Закона N 118-ФЗ, согласно которой судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов и лишь в объеме, необходимом для этого. Поэтому передаваемые судебному приставу-исполнителю персональные данные пациентов медицинской организации не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Законом N 152-ФЗ (ч. 3 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

*(1) Данная норма корреспондируется с положениями уголовно-процессуального законодательства, устанавливающего, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель (ч. 1 ст. 21 УПК РФ). Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

*(2) Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях установлен приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 “Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях”.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Изображение - Информация, которую должен предоставлять следователь 3456363343
Автор статьи: Сергей Шевцов

Добрый день! Я уже чуть более 11 лет предоставляю услуги юридической помощи свои клиентам. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.3 проголосовавших: 12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here