Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: "Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц". Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными комментариями основанными на опыте работы.

Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Предметом выездной проверки налогоплательщика — физического лица является правильность исчисления и своевременность уплаты им налогов, в том числе нескольких налогов одновременно (ст. 89 НК РФ).

Чтобы проверить правомерность и корректность проведения выездной проверки, рекомендуем ознакомиться с процедурой и сроками ее проведения, а также правами сотрудников налоговых органов и налогоплательщиков при проведении такой проверки.

1. Назначение и проведение выездной проверки

Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку по месту жительства физлица. Однако сотрудники налогового органа должны получить согласие самого налогоплательщика и граждан, проживающих в жилом помещении проверяемого налогоплательщика, на проведение налоговой проверки. При отсутствии такого согласия выездная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции РФ; абз. 1 п. 2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ).

Видео удалено
Видео (кликните для воспроизведения).

Выездная проверка ограничена проверяемым периодом, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

1.1. Срок проведения проверки

У сотрудников налогового органа есть два месяца для проведения выездной проверки. Данный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев, если (п. 6 ст. 89 НК РФ; п. 2 Порядка, приведенного в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]):

  • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении законодательства и требует дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • проверяемый налогоплательщик не представил в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • имеются иные обстоятельства.

Также срок выездной проверки может быть приостановлен (не более чем на шесть месяцев), например, в связи с необходимостью проведения экспертизы (п. 9 ст. 89 НК РФ).

1.2. Права налоговых органов и налогоплательщика при проведении проверки

Сотрудники налоговых органов вправе независимо от наличия согласия налогоплательщика (ст. 31, п. п. 12 — 14 ст. 89, ст. ст. 86, 90 — 97 НК РФ):

  • запрашивать необходимые для проверки документы, а также истребовать их у третьих лиц;
  • осматривать имущество налогоплательщика в нежилых помещениях и производить в них выемку документов и предметов;
  • вызывать в качестве свидетеля любое физлицо, которому может быть известна какая-либо имеющая значение информация;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Если физлицо препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определять подлежащие уплате им суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о физлице, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Налогоплательщики, в свою очередь, в частности, имеют право (п. п. 1, 15 ст. 89, п. 1 ст. 91, п. п. 5, 6 ст. 100, абз. 3 п. 2, п. 6.1 ст. 101, ст. ст. 137 — 139.1 НК РФ):

  • на ознакомление с решением о проведении выездной проверки и с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • получение справки о проведенной выездной проверке и акта проверки;
  • подачу письменных возражений по акту выездной проверки и по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а также обжалование итогового решения.

2. Оформление результатов выездной проверки

В последний день проведения выездной проверки налоговый орган составляет и вручает налогоплательщику справку о проведенной проверке.

Также до истечения двух месяцев с момента составления указанной справки налоговый орган составляет акт налоговой проверки и вручает его налогоплательщику или его представителю в течение пяти рабочих дней со дня, которым он датирован (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 15 ст. 89, п. п. 1, 5 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с актом налоговой проверки, то в течение месяца со дня получения акта может подать письменные возражения на него в налоговый орган, проводивший проверку (п. 6 ст. 100 НК РФ).

2.1. Рассмотрение материалов и принятие решения по выездной проверке

Срок рассмотрения и принятия решения составляет 10 рабочих дней с даты окончания срока представления возражений по акту проверки и может быть продлен не более чем на месяц.

В некоторых случаях назначается новая дата рассмотрения материалов проверки (повторное рассмотрение), в частности при необходимости участия свидетеля, специалиста или эксперта (п. 1, абз. 4 п. 2, абз. 2 п. 4, п. 6 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов руководитель налогового органа должен вынести решение (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ):

  • о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Читайте так же:  Как уехать учиться в израиль университеты израиля и оформление визы

В случае принятия последнего из указанных решений по результатам рассмотрения материалов принимается решение о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности — в течение 10 дней со дня истечения срока для представления налогоплательщиком возражений (п. п. 1, 6.1, 7 ст. 101 НК РФ).

Видео удалено
Видео (кликните для воспроизведения).

2.2. Вручение налогоплательщику решения по итогам выездной проверки

Решение, принятое по итогам налоговой проверки, должно быть вручено физлицу (его представителю) под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в течение пяти рабочих дней после его вынесения. В случае если решение невозможно вручить или передать указанным способом, оно направляется по почте заказным письмом по месту жительства физлица (при этом датой его вручения считается шестой день со дня отправки письма) (п. 9 ст. 101 НК РФ).

2.3. Вступление в силу и исполнение решения по выездной проверке

По истечении месяца со дня вручения решение вступает в силу. При этом налогоплательщик обязан исполнить вступившее в силу решение. Для этого налоговый орган в течение 20 рабочих дней со дня вступления итогового решения в силу вручает (направляет) физлицу требование об уплате начисленных по решению сумм (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 69, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 9 ст. 101, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта. Однако при обжаловании вступившего в силу решения о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности его исполнение может быть приостановлено по заявлению налогоплательщика при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).

5 случаев выездной налоговой проверки физических лиц

Изображение - Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.e-xecutive.ru%2Fuploads%2Farticle%2Fimage%2F1979333%2Fthumb_kartinka1

Изображение - Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.e-xecutive.ru%2Fuploads%2Fuser%2Favatar%2F483%2F483837%2Fthumb_161842_200

Визит налогового инспектора к частному лицу может вызвать удивление, однако это возможно. Какие механизмы контроля над доходами и расходами граждан предусматривает законодательство?

Дмитрий Малютин, Инна Бацылева, руководитель налоговой практики КСК групп

Способы контроля государства над доходами и расходами физических лиц можно условно разделить на законодательно установленные и иные. О том, какие механизмы контроля предусматривает налоговое законодательство, пойдет речь в данном материале.

Особо следует подчеркнуть то, что приведенные ниже способы контроля нередко используются в совокупности, что, в конечном итоге, приводит к выявлению нелегализованного дохода физических лиц.

Напомним, что на основании п.1 ст. 86 НК РФ с 1 июля 2014 года банки обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию в отношении физических лиц:

  • об открытии/закрытии счета, вклада (депозита),
  • об изменении реквизитов счета, вклада (депозита).

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

До 1 июля 2014 года указанная обязанность в отношении физического лица отсутствовала. Банки должны были сообщать указанную информацию исключительно в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, на основании п. 2 ст. 86 НК РФ с 1 июля 2014 года банки обязаны выдавать налоговым органам в отношении физических лиц:

  • справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке;
  • справки об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах);
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц.

При этом условием для выдачи данных справок является:

– согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

– проведение налоговой проверки этого физического лица либо истребование документов (информации) в соответствии с п.1 ст. 93.1 НК РФ («встречная» проверка контрагента, истребование информации о конкретной сделке).

Самостоятельным основанием для истребования у банков указанных справок является наличие запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Напомним, что до 1 июля 2014 года выдача справок в отношении физических лиц была возможна только на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Следует отметить, что с 1 января 2015 года у физических лиц – владельцев зарубежных счетов появилась новая обязанность – они обязаны предоставлять в налоговый орган по месту своего учета:

– отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках;

– подтверждающие проведенные операции документы.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ в п.7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Однако на настоящий момент для физических лиц не утверждена ни форма указанного отчета, ни периодичность его предоставления (учитывая данное обстоятельство, в конце апреля 2015 года ФНС России проинформировала налоговые органы и физических лиц об отсутствии обязанности предоставить соответствующий отчет до утверждения Правительством РФ формы указанного отчета). Кроме того, ответственность за неисполнение указанной обязанности также не предусмотрена действующим законодательством.

Читайте так же:  Написание и подача кассационной жалобы по уголовному делу

Другим законодательно установленным способом контроля является возможность проведения выездной налоговой проверки в отношении физического лица.

Зачастую сам факт проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика-физического лица вызывает удивление. Между тем, данная возможность прямо предусмотрена НК РФ.

Так, в силу прямого указания ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются как организации, так и физические лица – в указанной статье отсутствует указание на то, что в качестве таковых рассматриваются исключительно физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Согласно п.2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Необходимо сразу оговориться – выездная налоговая проверка организации не может приравниваться к выездной налоговой проверке физического лица. Учитывая специфику субъекта, следует говорить о ряде ограничений.

На основании ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Таким образом, одним из квалифицирующих признаков выездной налоговой проверки является ее проведение на территории налогоплательщика.

В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

На основании п. 13 ст. 89 НК РФ должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осматривать территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документы и предметы.

Согласно п. 14 ст. 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

В силу ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. На основании п.5 ст. 91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

В соответствии с примечанием к ст. 139 УК РФ (устанавливает уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности жилища) под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Таким образом, ограничения при проведении выездной налоговой проверки физического лица заключаются в следующем:

  1. затруднительно проведение выездной налоговой проверки по месту жительства физического лица;
  2. отсутствует возможность проведения осмотра жилых помещений и имущества, находящегося в жилых помещениях (ст.92 НК РФ);
  3. отсутствует возможность производить выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях (ст. 93, 94 НК РФ).

Соответственно, фактически проведение выездной налоговой проверки в отношении физического лица будет осуществляться по месту нахождения налогового органа.

Несмотря на существенные ограничения при проведении выездной налоговой проверки в отношении физического лица независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы вправе:

  • запросить у него необходимые для проверки документы; провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;
  • произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
  • вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ);
  • привлечь специалистов и экспертов (ст. 95 и 96 НК РФ);
  • истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).

Проведение выездной налоговой проверки физического лица – не такое уж редкое явление. Об этом свидетельствует многочисленная судебная практика – только в рамках периода 2014 года имеется немалое число решения районных судов различных областей РФ, в рамках которых рассматривались результаты выездных налоговых проверок по приведенным ниже категориям дел.

1. Выездные налоговые проверки физических лиц, которые занимались незаконной предпринимательской деятельностью (см., например, определение ВАС РФ от 20.06.2014 № ВАС-7083/14 по делу N А60-7878/2013; решение Вохомского районного суда Костромской области от 18.03.2014 по делу № 2-49/2014

Читайте так же:  Что такое альтернативная продажа квартиры

9-37/2014; апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 20.08.2014 по делу № 33-3180/2014).

Так, в рамках судебного спора по делу № 33-3180/2014 была рассмотрена ситуация, при которой было выявлено, что истцом осуществлялись целенаправленные действия налогоплательщика-физического лица по покупке в течение определенных налоговых периодов земельных долей и участков, перевод их из земель для сельскохозяйственного назначения в земли для целей жилищного строительства (что значительно повысило стоимость земельных участков), последующее разделение на земельные участки меньшей площадью и их продажа в течение двух лет. Суд пришел к выводу, что указанные действия свидетельствуют об отсутствии у налогоплательщика намерений использовать земельные участки в личных целях.

2. Выездные налоговые проверки физических лиц, результатом которых явилось подтверждение того, что физическое лицо не уплатило налог с полученного дохода в отсутствие у него статуса индивидуального предпринимателя (см., например, решение Ленинского районного суда города Ярославля от 15.08.2014 по делу № 2-1584/2014

М-1522/2014 (доход от продажи акций); решение Кировского районного суда города Ярославля от 28.10.2013 по делу № 2-4802/2013

М-4260/2013 (доход от продажи недвижимого имущества); решение Кировского районного суда города Самары от 10.07.2014 по делу № 2-2924/2014

М-2301/2014с (доход в виде денежных средств, поступавших от организаций на депозитный счет).

Так, в рамках дела № 2-2924/2014

М-2301/2014с была рассмотрена следующая ситуация.

В кредитной организации на имя физического лица был открыт депозитный счет, при этом в банке физическое лицо подписало документы «не глядя», выдало доверенности (подписи в своих доверенностях не оспаривало). Рассматриваемое физическое лицо указало, что фактически данным счетом не пользовалось, деньги никогда не получало и не снимало, не знало о перечислениях денежных средств на счет, за открытие счета в банке получило 500 руб. Налоговым органом была установлена неуплата налога на доходы физических лиц, а также факт непредоставления в установленный срок налоговой декларации и несвоевременного предоставления налогоплательщиком документов по требованию налогового органа. Судом позиция налогового органа о правомерности доначисления налога на доходы физических лиц была поддержана в силу установления факта поступления на расчетный счет физического лица денежных средств, что подтверждается выписками о движении денежных средств по расчетному счету физического лица.

3. Выездные налоговые проверки физических лиц с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов в периоды, в которые физическое лицо обладало статусом индивидуального предпринимателя (см., например, решение Ногинского городского суда Московской области от 31.03.2014 по делу № 2-1995/2014

В ходе разбирательства по рассматриваемому делу судом было признано правомерным доначисление НДС (сумма налога была определена расчетным путем) и НДФЛ, поскольку с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя суммы налогов им не уплачивались.

4. Выездные налоговые проверки физических лиц с целью проверки документов, подтверждающих расходы физического лица, на которые уменьшены его налогооблагаемые доходы (см., например, определение Московского городского суда от 22.05.2014 № 4г/3-3962/14).

5. Выездные налоговые проверки физических лиц с целью с целью подтверждения правильности заявленных физическим лицом имущественных вычетов (см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 03.09.2014 № 33-2536).

Резюмируя изложенное, можно говорить о том, что к процедуре выездной налоговой проверки физического лица и ее результатам стоит относиться не менее серьезно, чем к выездным налоговым проверкам налогоплательщиков-юридических лиц. Соответственно, на стадии подготовки к такой проверке необходима оценка возможных рисков, на стадии проведения – грамотно выстроенное взаимодействие с налоговыми органами, а при обжаловании вынесенного в отношении физического лица решения – формирование обоснованной правовой позиции.

Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц

Выездная проверка налогоплательщика, являющегося физическим лицом, имеет четкую цель – правильность исчисления и своевременность уплаты им налогов, в том числе и нескольких налогов сразу – об этом гласит ст. 89 НК РФ. Рассмотрим подробнее как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц и какими документами они регламентируются.

Чтобы иметь представление о корректности и правомерности проведения выездной проверки, необходимо изучить саму процедуру и сроки ее проведения. Вдобавок, важно знать, какие права есть у налогоплательщиков и должностных лиц налоговых органов при проведении указанной процедуры.

Назначение и проведение выездной налоговой проверки

Налоговый орган осуществляет налоговую проверку по месту жительства физического лица, но его сотрудники должны получить согласие самого плательщика налогов и граждан, которые проживают в жилье проверяемого налогоплательщика на проведение указанной проверки. Если данное согласие не было получено, то проведение проверки проводится по месту, где находится налоговый орган. Об этом гласит ст. 25 Конституции РФ; абз. 1 п.2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ.

Выездная проверка ограничена проверяемым периодом, не превышающим трех лет, предшествующих году, когда было вынесено решение о проведении проверки – об этом гласит абз.2 п.4 ст. 89 НК РФ.

Для проведения выездной проверки должностным лицам налогового органа выделяется два месяца. Этот срок может быть продлен до 4 месяцев или полугода в оговоренных законом случаях:

  • Налоговый орган получил сведения, свидетельствующие о возможном нарушении законодательства, поэтому требуется дополнительная проверка;
  • Налогоплательщик, в отношении которого ведется проверка, в установленный срок по запросу налоговиков не представил документы;
  • На территории, где велась проверка, случился пожар, наводнение, ураган, потоп или иные чрезвычайные происшествия;
  • Есть другие обстоятельства.
Читайте так же:  Как можно узнать подал супруг на развод или нет

Срок выездной проверки также может быть приостановлен, не более чем на 6 месяцев – это зафиксировано в п.9 ст. 89 НК РФ. К примеру, если понадобилось провести экспертизу.

Права налогоплательщика и сотрудников налоговых органов при проведении проверки

Если говорить о том, как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц следует также обратиться к ст. 31, п.п. 12-12 ст. 89, ст. ст. 86, 90 – 97 НК РФ, где сказано, что сотрудники налоговых органов имеют право независимо от согласия физлица-налогоплательщика:

  1. Заниматься осмотром имущества налогоплательщика в нежилых помещениях и осуществлять в них выемку предметов и документов;
  2. Запрашивать документы, которые требуются для проверки, а также истребовать их у третьих лиц;
  3. Вызывать в качестве свидетеля любое физлицо в том случае, если оно обладает какой-либо информацией, имеющей значение для проверки;
  4. Привлекать экспертов и специалистов.

В случае если налогоплательщик (физлицо) не желает проверку и создает препятствия, налоговые органы имеют право определять расчетным методом суммы налогов, подлежащие уплате им, основываясь на имеющейся у них информации о физическом лице, а также сведениях об иных аналогичных налогоплательщиках. Это обозначено в пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

В свою очередь налогоплательщики тоже имеют зафиксированные на уровне закона права:

  • Получение акта проверки и справки о проведенной выездной проверке;
  • На ознакомление с материалами проверки, с решением о проведении выездной проверки, дополнительными мероприятиями налогового контроля;
  • Подачу возражений в письменном виде по акту выездной проверки и по результатам дополнительных мероприятий, проводимых налоговым контролем, а также обжалования окончательного решения.

В последний день проведения выездной проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и передают ее налогоплательщику. Также до того как истекут два месяца с момента составления указанной справки, налоговый орган обязан составить акт налоговой проверки и вручить его налогоплательщику или его представителю. Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней со дня, когда данный акт был составлен. Об этом гласят п.п. 2,6 ст. 6.1, п. 15 ст. 89, п.п. 1,5 ст. 100, п.1 ст. 101 НК РФ.

В случае если физлицо не согласно с актом налоговой проверки, то у него есть право подать в письменном виде возражения на него в проводивший проверку налоговый орган, и на это ему дается 1 месяц (см. п.6 ст. 100 НК РФ).

На рассмотрение и принятие решения налоговикам дается 10 рабочих дней с даты окончания срока представления возражений по акту проверки. Этот срок может быть увеличен, но не более чем на 30 дней.

Руководитель налогового органа обязан вынести соответствующее решение по результатам рассмотрения материалов (п.п. 1,7 ст. 101 НК РФ). Оно может быть следующим:

  • Требуется проведение дополнительных мероприятий;
  • О привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Если руководитель по результатам рассмотрения материалов установил, что требуется проведение дополнительных мероприятий, то в этом случае будет принято решение об отказе либо о привлечении к налоговой ответственности.

Это решение принимается в течение 10 дней со дня, когда истек срок для представления возражений плательщиком налога. Об этом гласит п.п. 1,6.1, 7 ст. 101 НК РФ.

Способы вручения решения по результатам налоговой проверки

Принятое по итогам налоговой проверки решение должно попасть в руки физическому лицу (если от его имени действует представитель, то к нему) под расписку. Решение может быть передано иным способом, который засвидетельствует дату его получения.

Учитывайте, что датой его вручения будет считаться шестой день со дня отправки письма – об этом гласит п. 9 ст. 101 НК РФ.

Вступление в силу и исполнение решения по выездной налоговой проверке

Решение вступает в силу, когда закончится месяц со дня его вручения физлицу. При этом на плательщика налогов возлагается обязанность – исполнить решение, вступившее в силу. Для этой цели налоговый орган в течение 20-ти рабочих дней со дня вступления итогового решения в силу направляет (или вручает в руки) физическому лицу требование об уплате сумм, начисленных по вынесенному решению. Это зафиксировано в п.п. 2,6 ст. 6.1, п.5 ст. 69, п.п. 2,3 ст. 70, п. 9 ст. 101, п. 3 ст. 101.3 НК РФ.

В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение акта, который обжалуется. Но при обжаловании набравшего законную силу решения о привлечении или отказе в привлечении к налоговой ответственности его исполнение может быть приостановлено.

Для этого налогоплательщику понадобится написать соответствующее заявление и предоставить банковскую гарантию, согласно которой банк принимает на себя обязанность заплатить денежную сумму в сумме налога, штрафа, пеней, сбора, не уплаченных по обжалуемому решению. Об этом гласит п.5 ст. 138 НК РФ.

Читайте так же:  Возврат денег за обучение условия, размер и документы

Налоговики стали больше интересоваться «физиками». Как проводят налоговые проверки бенефициаров

Изображение - Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2Ff8ac5c0fb183366e211bc194a63075ea_compressed_v1

Современные тенденции развития налогового законодательства и принципы работы фискальной системы таковы: для пополнения бюджета хороши любые меры, а показатели собираемости налогов не должны падать.

Как говорят налоговые инспекторы, судьба налоговой недоимки следует за судьбой денег, а деньги оседают в карманах бенефициаров. Все это соответствует налоговой политике государства, направленной на то, чтобы сделать налоговое администрирование еще более эффективным для пополнения бюджета.

Поэтому интерес к личным доходам собственников бизнеса вполне закономерен. Еще одна цель налоговиков — легализация доходов физлиц. Настало время напомнить о том, как и когда могут проводиться выездные налоговые проверки физических лиц.

Налоговый орган проводит выездную проверку по месту жительства физлица, предварительно получив согласие самого налогоплательщика и граждан, проживающих в жилом помещении.

При отсутствии такого согласия или иного помещения выездная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ). На практике проверки и физических, и юридических лиц чаще проводятся путем предоставления документов, пояснений и т. п. по месту нахождения налогового органа.

Физлицам следует помнить, что ст. 25 Конституции РФ устанавливает, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в помещение против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (пункт.5 ст. 91 НК РФ, также об этом говорится в Письме Минфина России от 31.08.2017 N 03-02-08/55972).

Иными словами физлицо (как в случае его проверки, так и в случае, когда сотрудники налоговых органов хотят допросить его в отношении проверки его собственного юрлица) вправе не пускать никого в свое жилище, если только на это нет соответствующего решения суда или в редких случаях постановления следователя или дознавателя (ст. 12 УПК РФ, ст. 3 ЖК РФ, ст. ФЗ от 07.02.2011 N 3 «О полиции»).

Кроме того, следует помнить, что без согласия проверяемого налоговая не имеет право осматривать его жилые помещения и изымать документы и предметы, находящиеся в них.

На налоговые проверки физлиц распространяются все общие нормы НК РФ о выездных налоговых проверках:

  • Период, который охватывает выездная проверка, не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
  • Выездная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Срок проведения — два месяца. Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).
  • Срок выездной проверки может быть приостановлен, но не более чем на шесть месяцев.
  1. При проверке деятельности индивидуального предпринимателя после снятия его с налогового учета.
  2. Проверки физических лиц, чьи расходы использовались для уменьшения суммы налогооблагаемых доходов.
  3. Проверка физических лиц, которые занимались незаконной предпринимательской деятельностью.
  4. Проверки физических лиц с целью подтверждения правильности заявленных имущественных вычетов.

Что делать, если к вам в квартиру постучались налоговики?

  • Налоговики имеют право запросить у физлица необходимые для проверки документы; произвести осмотр имущества в его нежилых помещениях, а также осмотреть недвижимое имущество, не являющегося жилым помещением (например, гараж);
  • Если проверяемый не предоставил в налоговую запрашиваемые документы в установленные срок, то налоговики имеют право изъять необходимые документы и предметы, особенно если есть подозрение в их сокрытии, замене или уничтожении.
  • Налоговая может допросить любое физическое лицо, имеющее отношение к делу проверяемого или знающее обстоятельства, важные для налогового контроля (ст. 90 НК РФ). Налоговики вправе потребовать у этого физлица предоставить документы либо информацию, касающиеся деятельности проверяемого (ст. 93.1 НК РФ).
  • Налоговая праве привлекать сторонних специалистов и экспертов, которые могут дать оценку материалам проверки (ст. 95 и 96 НК РФ).
  • При отсутствии согласия собственника на допуск налоговой в жилое помещение, налоговики имеют право осмотреть нежилые помещения проверяемого и изъять из него необходимые документы (ст. 93, 94 НК РФ).

Рекомендации для физических лиц таковы:

  • хранить в порядке все документы, особенно касающиеся расходов,
  • помнить о том, что жилище неприкосновенно, и без согласия собственников налоговая не вправе осматривать жилое помещение и изымать документы,
  • занимаясь налоговым планированием бизнеса помнить о том, что интерес государства будет фокусироваться розыске конечного бенефициара.
Изображение - Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц 3456363343
Автор статьи: Сергей Шевцов

Добрый день! Я уже чуть более 11 лет предоставляю услуги юридической помощи свои клиентам. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.6 проголосовавших: 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here