Органы защиты прав потребителей

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: "Органы защиты прав потребителей". Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными комментариями основанными на опыте работы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Согласно главе 4 Закона государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.

В соответствии со ст. 40 Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):

* осуществляют государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

* направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

Видео (кликните для воспроизведения).

* направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;

* направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

* вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

* вправе обращать в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;

* только лишь федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения таких лиц, которые применяют законодательство о защите прав потребителей, и являются обязательными для них.

Закон предоставляет право федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) налагать штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. При этом сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа). В отношении порядка рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения законных предписаний действует следующий нормативно-правовой акт – Положение о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утвержденное приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996г. № 42.

Согласно ст. 42 Закона контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей компетенции) как:

1. федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Ростехрегулирование);

2. федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);

3. федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);

4. Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.

Общие задачи, стоящие перед вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции. Закон предоставляет им следующие полномочия:

* осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

* направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращение выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращение продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

* предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг). Примерный перечень случаев нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе направлять предписания об их устранении содержится в Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. № 90.

Читайте так же:  Сроки исковой давности по наследству на недвижимость
Видео (кликните для воспроизведения).

Выше указанные органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

П. 2 ст. 43 Закона определяет санкции, которые налагаются федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (п. 3 ст. 42 Закона). Так, согласно закону РФ “О стандартизации” Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления; формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ, если иное не установлено международными договорами РФ; определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Процедура реализации Госстандартом своих полномочий установлена в Положение о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, утвержденное постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. № 293. Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30 марта 1999 г. направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.

Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. (с изменениями от 10 июля 2001 г.) предусматривает осуществление государственного экологического контроля. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

* посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от их формы собственности и подчинения, включая воинские части и иные объекты Министерства обороны;

* выдавать разрешения на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;

* устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

* назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

* привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека;

* принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

Статьей 44 Закона предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. МАП РФ разработало методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

* рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

* анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для выяснения условий, ущемляющих права потребителей;

* извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;

* приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;

* защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.

Органа по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.

Изображение - Органы защиты прав потребителей proxy?url=http%3A%2F%2Fozpp.ru%2Fimages%2Fozpp%2Fb_orangeКакие органы могут помочь потребителю

С июля 2004 года создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являющаяся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

С созданием этой службы упразднена ранее действовавшая Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (Госторгинспекция).

В зависимости от вида необходимой помощи потребителю могут также помочь:

  • местные органы по защите прав потребителей,
  • общественные организации потребителей.

Федеральные уполномоченные органы исполнительной власти (территориальные органы) по заявлению потребителя могут возбудить и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, – см. Штрафы за нарушение прав потребителей. Таблица

Читайте так же:  Сколько действует справка 2 ндфл

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

С июля 2004 года создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являющаяся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Деятельность службы регламентируется Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека”. В Положении сказано, что служба “организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок” (п.5.12 Положения).

При местных администрациях созданы отделы по защите прав потребителей.

Местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить – это приостановка реализации товаров с просроченными сроками годности.

Однако эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона:

  • создавать “черные списки” магазинов и фирм, в которых обманывают потребителей и публиковать эти списки;
  • выявлять нарушения прав потребителей и направлять эту информацию в соответствующие федеральные органы для принятия мер;
  • обращаться в суд в интересах потребителей.

Каждый человек, у которого есть претензии к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.

Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом “Об общественных объединениях” и их уставами (п.1 ст.45 Закона РФ “О защите прав потребителей”).

Общественные объединения потребителей (общества потребителей) создаются во всем мире, сейчас в России зарегистрировано уже около 200 таких обществ. Это некоммерческие организации потребителей, они независимы от государства, от политики и бизнеса и выступают а защиту прав потребителей. Важное направление их деятельности – информационное: общества выпускают свои газеты, журналы , через радио, телевидение и компьютерные сети разъясняют людям их права.

Если Вам интересно – полномочия общественных объединений потребителей

Если Ваши права нарушены, Вы можете обратиться в общественную организацию потребителей, если такая есть в Вашем городе или районе. Практически при всех обществах работают юристы – специалисты по защите прав потребителей.

Общества потребителей могут оказать помощь в том случае, если Вам необходима консультация юриста, защита в суде или независимая экспертиза.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Органы, контролирующие исполнение Закона о защите прав потребителей, санкции за нарушение прав потребителя

Согласно главе 4 Закона «О защите прав потребителей» государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти их территориальные органы.

В соответствии со ст. 40 Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):

– осуществляют государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

– направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

– направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;

– направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

– вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

– вправе обращать в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;

– только лишь федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения таких лиц, которые применяют законодательство о защите прав потребителей, и являются обязательными для них.

Читайте так же:  Технически сложные товары, не подлежащие возврату

Закон предоставляет право федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) налагать штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. При этом сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа).

Согласно ст. 42 Закона контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей компетенции) как:

– федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);

– федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);

– федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);

– другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.

Общие задачи, стоящие перед вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции. Закон предоставляет им следующие полномочия:

– осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

– направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращение выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращение продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

– предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг). Примерный перечень случаев нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе направлять предписания об их устранении содержится в Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. № 90.

Выше указанные органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами. Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступна.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены ст. 45 Закона. Данная статья устанавливает следующие полномочия общественных объединений потребителей:

– участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

– проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

– проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

– вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

– участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

– вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), несоответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами и иными правовыми актами РФ;

– обращать в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

– обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Читайте так же:  Облагаются ли ндфл доходы от депозитного вклада в иностранном банке

П. 2 ст. 43 Закона определяет санкции, которые налагаются федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Антимонопольные органы вправе налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до пяти тысяч МРОТ, установленных федеральным законом.

Областные Центр стандартизации, метрологии и сертификации, Центр госсанэпиднадзора, управление госторгинспекции по ЕАО и другие органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции, вправе налагать штраф в случаях:

– уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их законных предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом);

– причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям, предъявляемым к безопасности товаров (работ, услуг);

– продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг, в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов;

– нарушения правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) органами сертификации, а также предоставления недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) испытательными лабораториями (центрами) при их обязательной сертификации.

Размеры штрафов в каждом конкретном случае определяются с учетом размера причиненного ущерба и иных обстоятельств. Штрафы, наложенные на изготовителей (исполнителей, продавцов), за исключением штрафа на индивидуальных предпринимателей, взыскиваются в безакцептном порядке в тридцатидневный срок со дня вынесения соответствующих решений о взыскании штрафа. А штрафы, наложенные на индивидуальных предпринимателей, уплачиваются ими самостоятельно в тот же тридцатидневный срок. При уклонении индивидуальных предпринимателей от уплаты штрафов в установленный срок или от уплаты штрафа в полном размере, органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуальных предпринимателей соответствующих сумм штрафов, а также пени в размере одного процента налагаемой суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки.

Штрафы, налагаемые на индивидуальных предпринимателей, взыскиваются в соответствии с административным законодательством.

Изготовители (исполнители, продавцы) товаров (работ, услуг) вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или частично предписаний антимонопольного органа, органа по стандартизации, метрологии и сертификации и других исполнительных органов власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), либо об отмене или изменении соответствующих постановлений о наложении штрафов.

Предписания и постановления о наложении штрафов вышеуказанными органами исполнительной власти могут быть обжалованы в течение шести месяцев со дня их вынесения.

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Кто защищает потребителей (система органов по защите прав потребителей)

  • | Печать |

Подробности Родительская категория: Официально Категория: Информация госуд. органов и должностных лиц Просмотров: 20551

В случае возникновения вопросов, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей Вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам.

Для получения помощи по вопросам предоставления некачественных услуг и некачественного выполнения работ и другим вопросам защиты прав потребителей в том числе и в обжаловании решений судов по всем гражданским делам Вы можете обратиться в Томского регионального отделения ООД “Объединение потребителей России” и РОО “Томское общество – Народное право”.
Бесплатное консультирование проводится по предварительной записи по тел. 79-98-94, сот. 8-953-92-18-411

Категория: Государственная защита

Нарушения прав потребителей происходят постоянно и в самых разных сферах жизнедеятельности, поэтому важно знать, каким образом осуществляется защита граждан государственными органами, каковы полномочия каждой из инстанций, как эти органы подчинены друг другу или иным гос. органам.

Изображение - Органы защиты прав потребителей proxy?url=http%3A%2F%2Fzakonsovet.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Ffoto-146

Госорганы по защите прав потребителей на федеральном уровне представлены Роспотребнадзором (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ).

Это основной орган в системе иных гос. образований, осуществляющих защиту прав граждан именно как потребителей.

Роспотребнадзор подчиняется непосредственно Правительству РФ под руководством Председателя Правительства РФ.

В каждом субъекте РФ есть управление Роспотребнадзора и отделения. В состав Роспотребнадзора входит и Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии со своими территориальными учреждениями, осуществляющими санэпидемнадзор, с целым рядом учреждений – научно-исследовательских центров, институтов, лабораторий и пр.

Как гласит ст. 42.2 Закона №2300-1, полномочия госнадзора могут быть переданы также органам исполнительной власти на местах.

Еще одна надзорная гос. система – прокуратура РФ, стоящая на страже соблюдения Конституции РФ и законодательства, в том числе и в сфере защиты прав потребителей.

Судебная система также участвует в защите прав граждан как потребителей, рассматривая иски и вынося решения, обязательные для исполнения всеми участниками процессов.

Все эти госорганы, ведомства объединены в единую систему, несмотря на то, что круг прав, полномочий и функций отличается.

Ущемленный в правах потребитель вправе обратиться с обращением после того, как все попытки разрешить недоразумение с Продавцом, Исполнителем, Производителем не привели к законному разрешению.

Читайте так же:  Раздел имущества при расторжении брака как делится совместно нажитое имущество

Обращение должно быть адресовано по восходящей линии в иерархической лестнице, не нарушая субординации, в такие организации:

  1. территориальное подразделение Роспотребнадзора, санэпиднадзора;
  2. органы исполнительной власти местного самоуправления;
  3. прокуратуру;
  4. суд;
  5. центральный аппарат Роспотребнадзора, санэпиднадзора;
  6. генеральная прокуратура;
  7. апелляционный суд;
  8. Верховный суд;
  9. Правительство РФ.

Важно знать, что комитет санэпиднадзора с 2004 г. входит в структуру Роспотребнадзора, а прокуратура и суд – органы с различной подчиненностью и функциями, полномочиями, и скорее параллельны, чем подчиняются друг другу.

Этот перечень можно дополнить, включив такие государственные инстанции:

Изображение - Органы защиты прав потребителей proxy?url=http%3A%2F%2Fzakonsovet.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Ffoto-147

В правоохранительные органы обращаться резонно, когда имело место рукоприкладство, мошенничество, оскорбления со стороны представителей продающей или оказывающей услуги стороны.

Жилищная инспекция – именно тот орган, в который следует направлять жалобы, касающиеся нарушения прав потребителей в вопросах проживания, незаконных действий управляющей компании и т.п.

Прежде чем подавать заявление или жалобу, следует разобраться, кто именно вправе помочь: неправильно адресованное обращение может остаться без исполнения, в результате чего затянется решение проблемы.

Также нужно понять и четко сформулировать, чего именно ущемленный в правах потребитель хочет, так как полномочия отличаются.

Изображение - Органы защиты прав потребителей proxy?url=https%3A%2F%2Fzakonsovet.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Ffoto-153-300x186

Помогут ли потребителям органы исполнительной власти?

В случае возникновения ситуации, когда нарушены права человека как потребителя, гражданин вправе обратиться в органы…

Изображение - Органы защиты прав потребителей proxy?url=https%3A%2F%2Fzakonsovet.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Ffoto-149-300x186

Требования потребителя игнорируются? Выход — обращение в суд

Оскорбленный в своих чувствах потребитель, чьи права нарушены, вправе обратиться в суд. В каких случаях…

Изображение - Органы защиты прав потребителей proxy?url=https%3A%2F%2Fzakonsovet.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Ffoto-143-300x186

Санэпиднадзор по-прежнему на страже соблюдения прав граждан

В связи с изменением структуры санитарно-эпидемиологической службы, при желании или в случае крайней необходимости обратиться…

Изображение - Органы защиты прав потребителей proxy?url=https%3A%2F%2Fzakonsovet.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Ffoto-140-300x186

Права потребителя грубо нарушены? Составляем обращение в прокуратуру

Решив обратиться в прокуратуру по вопросу нарушения прав, потребителю важно определиться, какой именно вид обращения…

Изображение - Органы защиты прав потребителей proxy?url=https%3A%2F%2Fzakonsovet.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Ffoto-137-300x186

Как написать жалобу в Роспотребнадзор через интернет? Отстаиваем права, экономим время

Когда нарушены права гражданина как потребителя, есть шанс добиться справедливости, обратившись в Роспотребнадзор. Какими способами…

Роспотребнадзор имеет основную функцию надзора за исполнением законов, в первую очередь ЗОЗПП РФ №2300-1-ФЗ, а также иные функции:

  • осуществление санэпиднадзора во всех сферах жизнедеятельности людей, включая производство;
  • выполнение аттестации работников, занятых в сферах, касающихся здоровья и благополучия людей и пр.
  • осуществлять плановые и внеплановые проверки;
  • назначать экспертизы;
  • привлекать специалистов из других органов и сфер для установления истины;
  • заявлять ходатайства, давать разъяснения;
  • выписывать предписания, составлять протоколы;
  • накладывать штрафы;
  • направлять дела в суд и даже оспаривать решения судебных органов.

В каждом органе исполнительной власти местного самоуправления также должны заниматься вопросами соблюдения прав граждан как потребителей.

Для этого организованы отделы или целые департаменты в сферах образования, здравоохранения, торговли, строительства и пр., куда можно обращаться потребителям, чьи права нарушены.

Чтобы производить контроль и надзор за исполнением ЗОЗПП РФ, а также иных правовых актов, местные органы власти осуществляют такие меры:

  • проводят проверки;
  • выдают предписания по выявленным фактам;
  • приостанавливают производство и реализацию товаров и услуг;
  • направлять материалы в суд, прокуратуру, полицию для возбуждения дел и принятия мер.

Изображение - Органы защиты прав потребителей proxy?url=http%3A%2F%2Fzakonsovet.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Ffoto-148

Из этого следует, что полномочия органов местной власти достаточно обширны, и потребителям не стоит недооценивать действенности обращения в эти ведомства.

Прокуратура – орган надзорный, полномочия которого позволяют открывать двери любого учреждения, предприятия и пр.

Права и полномочия позволяют провести проверки, выявить правонарушение прав потребителя и выдать предписание, закрыть фирму, наложить вето на производство и продажу некачественных товаров и пр.

Прокуратура вправе наложить штраф и подать иск в суд.

Задача государственного регулирования в области защиты прав потребителей состоит в том, чтобы строго соблюдались конституционные права граждан РФ и не допускались нарушения законодательных актов в этой сфере.

Каждое обращение граждан не должно остаться без ответа: так гласит ст.9 Закона №59-ФЗ.

Предлагаем к просмотру видеозапись выпуска программы «Гражданин и закон», посвященного защите прав потребителей. В гостях студии председатель одного из общественных объединений потребителей.

Выявить нарушение законодательства в отношении одного потребителя недостаточно, в задачу госрегулирования входит также предупреждение дальнейших неправомерных действий продавца, исполнителя, вплоть до полного искоренения даже попыток нарушить ЗОЗПП РФ.

Очень хотим узнать, что думаете вы по данному вопросу. Особенно интересно мнение тех, кто добивался восстановления своих прав потребителя, обращаясь в один из госорганов, призванных стоять на страже соблюдения законов РФ. Пишите, ждем.

Изображение - Органы защиты прав потребителей 3456363343
Автор статьи: Сергей Шевцов

Добрый день! Я уже чуть более 11 лет предоставляю услуги юридической помощи свои клиентам. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.6 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here