Особенности административного судопроизводства

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: "Особенности административного судопроизводства". Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными комментариями основанными на опыте работы.

С 15 сентября 2015года Федеральным законом РФ № 22-ФЗ от 08.03.2015г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ (сокращенно КАС РФ), принятие которого явилось важным этап в реализации, осуществляемой в стране судебной реформы.

Необходимость принятия Кодекса административного судопроизводства вызвано рядом объективных причин: расширением перечня дел, возникающих из публично-правовых отношений, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, принятием целого ряда законов, содержащих указания на судебный порядок, который не имел точно определенной процессуальной формы, связанный с недобровольным помещением граждан в медицинские организации, обжалованием решений квалификационных коллегий о досрочном прекращении полномочий судьи, оспариванием решений экзаменационных комиссий по приему экзамена на должность судьи, ликвидацией партий, общественных организаций и средств массовой информации, а также необходимостью приведения судопроизводства в Российской Федерации в соответствие со стандартами международного права.

Структурно КАС РФ состоит из 365 статей, которые объединены в 9 разделов и 39 глав, устанавливающие общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, применяемые ко всем категориям административных дел, а также особенности производства по отдельным категориям административных дел, установленных в разделе IV Кодекса. Рассмотрение дел осуществляется в судах общей юрисдикции.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Кодексе определены правила производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, категория дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, за исключением дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов, а также дел, производство по которым регулируется нормами КоАП РФ.

Основной перечень дел, которые судам надлежит рассматривать в порядке, административного производства, составляют дела, включенные в Кодекс из ГПК РФ, к которым добавлен ряд дел, которые ранее в ГПК РФ отсутствовали. Поскольку перечень этих дел является открытым, то в дальнейшем возможно его расширение за счет новых категорий дел.

Общим для всех данных споров является участие, с одной стороны, физических лиц либо некоммерческих организаций, а с другой – органов публичного управления либо структурных образований, осуществляющих от их имени государственные функции. Особенностью Кодекса является то, что он отражает специфику именно административного судопроизводства и вводит специальные термины, “административный истец”, “административный ответчик”, “административный иск”, наряду с обращением «Уважаемый суд» водится новый термин «Ваша честь», вместо обеспечительных мер вводится понятие “меры предварительной защиты прав административного иска”, а также вводится упрощенная (письменная) процедура административного судопроизводства.

В качестве основных задач административного судопроизводства в Кодексе указана защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, в условиях доступности и своевременности рассмотрения и разрешения административных дел.

Важным моментом является то, что в Кодексе нашли закрепление основные принципы административного судопроизводства, том числе: принцип независимости судей; осуществление правосудия по административным делам на началах равенства всех перед законом и судом; принцип справедливости и законности; принцип гласности и открытости; принцип непосредственности и устности; принципы состязательности, диспозитивности и истины.

В Кодексе закреплено, что нарушение судом основных принципов административного судопроизводства является основанием для отмена решения, вынесенного судом.

Анализ положений КАС РФ показывает, что его структура в целом соответствует применяемой в других процессуальных кодексах, вместе с тем содержит особенности, которые необходимо знать и учитывать в работе практикующим юристам и иным заинтересованным лицам.

Так, в Кодексе предусмотрено право на ведение дел в суде через представителей, в том числе: законное представительство, общественное и добровольное, предоставляемое на основании гражданско-правового договора, определен перечень дел, где участие представителя обязательно, установлен объем полномочий, предоставляемых представителю, а также определено обязательное требование к представителю иметь высшее юридическое образование.

В Кодексе также указаны основания и перечень мер предварительной защиты по административному иску, если до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление, либо защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. Поскольку для участников процесса важно не только правильное, но и быстрое разрешение дела и восстановление нарушенных прав в максимально короткие сроки, то рассмотрение дел в судах строго регламентировано по срокам.

Читайте так же:  Договор найма жилого дома
Видео (кликните для воспроизведения).

В Кодексе закреплен принцип обязательности подготовки каждого административного дела, которая проводится судьей единолично с участием сторон, их представителей и заинтересованных лиц, а также условия и порядок проведения предварительного судебного заседания, которое проводится единолично судьей, проводившим подготовку по делу, с обязательным извещением лиц, участвующих в деле. Важной новеллой правового регулирования рассмотрения административных дел является значительное расширение мер процессуального принуждения, которые включают: ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова, предупреждение, удаление из зала судебного заседания, привод, обязательство о явке и судебный штраф.

С учетом новых реалий в Кодекс установлено, что помимо письменного ведения протокола ведется аудиопротоколирование, предусмотрена возможность стенографирования судебного заседания, а также применение систем видеоконференцсвязи при ведении дел в судах.

В Кодексе содержатся специальные разделы, регулирующие порядок апелляционного, кассационного и надзорного производства по делам, требования к форме и содержанию жалоб, сроки рассмотрения дел, а также особенности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Выделены в специальный раздел процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом, в том числе порядок исполнения судебного акта, выдача исполнительного листа (дубликата исполнительного листа), разъяснение исполнительного листа, сроки предъявления исполнительного листа к взысканию (восстановление сроков), отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта, изменение порядка и способа его исполнения, поворот исполнения судебного акта.

Отдельно определены вопросы, разрешаемые в ходе исполнительного производства: приостановление, прекращение и возобновление исполнительного производства, оспаривание решений и действий должностных лиц ССП

В целом, необходимо отметить, что принятие КАС РФ соответствует международным стандартам разграничения частного и административного (публичного) права, будет несомненно способствовать совершенствованию нормативной правовой базы, однако не устраняет всех накопившихся противоречий в судебной системе, прежде всего, не была устранена ситуация, когда административное судопроизводство регулируется одновременно тремя кодексами (КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ), что не способствует целостности и повышению эффективности административного правосудия. Поэтому в целях совершенствования и повышения эффективности административного процесса, необходимы дальнейшие усилия со стороны законодательной власти, направленные на систематизацию норм, регулирующих административное производство, перечень споров, возникающих из публичных правоотношений, укрепление процессуальных гарантий, обеспечивающих гражданам, участвующим в деле, действенную судебную защиту прав и законных интересов, повышение доверия к правосудию.

Изображение - Особенности административного судопроизводства proxy?url=https%3A%2F%2Fpravovedus.ru%2Fstorage%2Fposts%2FdTrI49MXCNWiq5aJaIzWlImA7WRTrZCOiVJnTQYc

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
Читайте так же:  Период вступления в наследство после смерти родственника без завещания

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.
Читайте так же:  Как составить и заверить завещание правильно

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Особенности административного судопроизводства как самостоятельной формы осуществления судебной власти (Степанян Ш.У.)

Дата размещения статьи: 03.06.2016

Фактически имеют место две основные причины, породившие появление КАС РФ: первая – прямое закрепление в Конституции РФ такого вида судопроизводства, как административное судопроизводство, вторая – необходимость унификации процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения судом дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений . Как следует из ст. 1 КАС РФ, посредством административного судопроизводства будут разрешаться все дела, регламентированные подразделом III раздела II ГПК РФ “Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений” (в связи с чем с 15 сентября 2015 г., т.е. со дня вступления в силу КАС РФ, данный подраздел перестает действовать), а также ряд дел, которые в настоящее время рассматриваются в порядке искового, приказного или особого производства, но отличительной особенностью которых является наличие публично-правового или административного характера правоотношений, из которых вытекает спор.
——————————–
Данная точка зрения поддерживается С.З. Женетль: См.: Женетль С.З. Унификация и оптимизация рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в свете процессуальных судебных реформ // Административное право и процесс. 2014. N 9. С. 45 – 49.

ОСОБЕННОСТИ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дорофеева Евгения Алексеевна

студент 3 курса,
Института Прокуратуры УрГЮУ,
РФ, г. Екатеринбург

Карпова Мария Алексеевна

студент 3 курса,
Института Прокуратуры УрГЮУ,
РФ, г. Екатеринбург

8 марта 2015 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный Закон № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» (далее — Кодекс), который был принят в рамках проводимой в Российской Федерации судебной реформы. Положения принятого Кодекса будут применяться на практике с 15 сентября 2015 года, за исключением ряда норм, которые вступят в силу в сентябре 2016 года [2]. В своей статье мы рассмотрим ряд особенностей нового Кодекса и проанализируем, что он будет включать в себя.

Основная причина введения данного Кодекса — неудовлетворительное регулирование и существование значительных трудностей в обжаловании:

  • нормативных правовых актов, принятых органами власти неправомерно;
  • действий или бездействия органов власти [1] .

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, основные принципы судебного административного процесса будут основываться на нормах международного права, на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод и на положениях об общих принципах правосудия.

Что же будет регулировать Кодекс административного судопроизводства? Кодекс будет регулировать порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции (например, о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, либо организаций, а также иные административные дела).

Кроме того, в сферу регулирования Кодекса попадает производство дел о приостановлении деятельности или о ликвидации политических партий и общественных объединений, религиозных и некоммерческих организаций, о прекращении деятельности СМИ. Помимо этого, каждому заинтересованному лицу Кодекс гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе и в случае, если лицо считает, что существуют препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Какие дела согласно Кодексу не смогут рассматриваться в порядке административного судопроизводства? Это дела, отнесённые к компетенции: Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде РФ и в судах общей юрисдикции. Также положения Кодекса не будут распространяться на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Читайте так же:  До скольки лет платят детское пособие

Весь Кодекс об административном судопроизводстве условно можно разделить на 3 составляющие:

  • Первая включает в себя общие правовые нормы;
  • Вторая раскрывает особенности рассмотрения различных категорий дел;
  • Третья предусматривает разрешение дел в упрощенном порядке.

Вместе с вступлением Кодекса в силу, будут введены новые понятия, например, административное дело и административное исковое заявление.

В целях обеспечения в административном судопроизводстве должного равноправия и принципа состязательности у сторон [3, ст. 14], которые занимают неравное положение в публичных правоотношениях и обладают в связи с этим обстоятельством не равными возможностями в доказывании обстоятельств по делу, в Кодексе делается акцент на активную роль суда при разрешении дела. Таким образом, суд, при необходимости, вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти суд имеет право выйти за пределы оснований и доводов требований, которые были заявлены сторонами.

Новый Кодекс предусмотрел обязательное участие представителя в административных делах о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или о принудительном психиатрическом освидетельствовании [3, ч. 4, ст. 54], что также усиливает уже существующие юридические гарантии для граждан.

Кодекс об административном судопроизводстве закрепил ряд прав, в том числе право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи, права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу. Также предусмотрен институт ускорения рассмотрения административного дела.

Ряд административных дел предусматривает рассмотрение в упрощённом (письменном) производстве — рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания. Кроме того, по общему правилу предусмотрено существенное сокращение сроков рассмотрения и разрешения административных дел, что не может не сказаться положительно на практической реализации принципа судопроизводства в разумные сроки.

Кодекс предусматривает перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судом первой инстанции [3, ст. 29], для того, чтоб повысить объективность и предоставить судьям возможность обсуждения вопросов, возникающих при разрешении наиболее сложных дел.

Нормами Кодекса регламентируются правила производства в суде первой инстанции, а также правила пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений судом апелляционной инстанции и правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений.

Что касается норм о замене ненадлежащего ответчика, то нормы нового Кодекса об административном судопроизводстве схожи с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ: в части того, что при несогласии административного истца на привлечение надлежащего ответчика, суд по собственной инициативе может привлечь последнего в качестве второго ответчика по делу [3, ст. 43]. Следует предположить, что такой подход повышает уровень судебной защиты прав предпринимателей и увеличивает их шансы на благоприятный для них исход дела.

Подводя итог и характеризуя Кодекс административного судопроизводства в целом, стоит отметить, что его положения во многом схожи с институтами и конструкциями, которые закреплены в гражданском процессуальном законодательстве. Однако специфика отношений, из которых возникают споры, рассматриваемые в соответствии с настоящим Кодексом, повлияла на наличие ряда особенностей, которые мы упомянули выше.

Однако говорить об эффективности или неэффективности Кодекса пока рано, окончательные выводы можно будет сделать лишь спустя некоторый период времени, когда в полной мере заработают все предусмотренные им правовые механизмы и сформируется определенная судебная практика по вопросам, включенным в сферу регулирования Кодекса административного судопроизводства.

Понятие и особенности административного судопроизводства;

Вопрос о расширении судебного контроля, права граждан на судебную защиту сейчас не стоит. Для совершенствования системы правосудия, судебной защиты прав граждан необходимо совершенствование процессуального права и системы судоустройства. Представляется, что именно с этих позиций следует решать вопросы административного судопроизводства.

Конституционную основу административного судопроизводства образуют положения статьи 10, 35, 118 и 126 Конституции РФ.

Положения статьи 118 Конституции РФ об административном судопроизводстве до сего времени можно считать программным. Лишь в 2002 году оно было частично реализовано, когда начали действовать нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми судам были переданы на рассмотрение более 160 составов административных правонарушений ( так, в 2001 году суды общей юрисдикции рассмотрели первично 1,8 млн дел об административных правонарушениях, а в 2004 году- уже 3,8 млн). Одновременно было закреплено, что суды рассматривают эти дела в порядке, установленном названным Кодексом, а значит, на основе административно-процессуальных норм.

Исходя из общего понятия правосудия, можно назвать основные признаки административного судопроизводства: административные дела рассматриваются судами в соответствии с административно-процессуальными нормами.

Читайте так же:  Исковое заявление о расторжении договора найма жилого помещения

Прежде чем переходить к анализу особенностей административного судопроизводства, следует подчеркнуть, что действующее законодательство и практика знает две разновидности административных дел:

-административные дела, решаемые публичной администрацией, а значит в административном порядке (о призыве, лицензировании, назначении и др.);

-административные дела, решаемые в судебном порядке. Речь пойдёт об административных делах в системе правосудия.

Первый признак административного судопроизводствасостоит в решении административных дел (административно-деликтных и административно-тяжебных). Наибольшее число административно-деликтных дел – дела об административных правонарушениях. К этой группе относятся дела о помещении граждан в специальные помещения на срок свыше 48 часов, об отзыве лицензий, о направлении несовершеннолетних в специальные образовательные учреждения и др. В общем, это дела, которые возбуждает, а затем передаёт в суды публичная администрация с целью применения мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам, совершающим, по её мнению, неправомерные действия.

Административно-тяжебными признаются дела по оспариванию деяний ( действий, актов, бездействия) субъектов публичной власти. В большинстве случаев они инициируются в судах субъектами частного права (гражданами, частными организациями) и намного реже субъектами публичной власти.

Полезно было бы отнести к административным дела, связанные с восстановлением на должностях государственных служащих, особенно военнослужащих, дела о возмещении ущерба, причинённого гражданам или юридическим лицам незаконными действиями субъектов публичной власти (ст.1069, 1070 ГК РФ).

Второй важнейший признакадминистративного судопроизводства в том, что это особый вид правосудия. Сейчас в России административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции ( в том числе военными, мировыми) и арбитражными.

Дискуссионным является вопрос, какие суды будут осуществлять административное судопроизводство. В мировой практике и среди российских юристов существует в основном два мнения по этому вопросу.

Первое – создать систему административных судов и поручить им рассмотрение административных дел.

Второе мнение ( и оно представляется предпочтительным) – оставить за судами общей юрисдикции и арбитражными судами те административные дела, которые они сейчас рассматривают ( конечно, подведомственность ряда категорий дел можно изменить). Но в рамках районных судов проводить специализацию судей по уголовным, гражданским, административным делам, а в областных, краевых, республиканских судах и Верховном Суде РФ создать коллегии по административным делам.

Третий важнейший признакадминистративного судопроизводства -особые правила производства, его процессуальная форма. В названии каждого из четырёх закреплённых Конституцией РФ судопроизводства отражена отраслевая принадлежность регулирующих его процессуальных норм: уголовное ( на основе уголовно – процессуальных норм), гражданское ( на основе гражданско-процессуальных норм), конституционное ( на основе конституционно-процессуальных норм) и административное, которое должно осуществлять на основе административно-процессуальных норм (судопроизводство в арбитражных судах состоит из рассмотрения гражданских и административных дел на основе АПК РФ).

Мировой опыт показал, что административно-тяжебные дела могут рассматриваться как в рамках гражданского, так и в рамках административного судопроизводства. «Разрешение административных споров может осуществляться в двух процессуальных формах: а) гражданско-процессуальном и б) в форме административного процесса.. Гражданско-процессуальная форма используется например, в Китае, Малайзии. В Германии например, специальные процессуальные правила разбирательства административных дел установлены Законом об административном судопроизводстве 1960 г.».

Очевидно, что если административные дела решаются по нормам Гражданско-процессуального или Арбитражного процессуального кодексов, то это- гражданское судопроизводство. Но если административные дела суды рассматривают в порядке, регулируемом нормами административно-процессуального права, то это- административное судопроизводство.

В соответствии со статьёй 23.1 КоАП РФ суды общей юрисдикции рассматривают по первой инстанции большое количество дел об административных правонарушениях. Порядок назначения административных наказаний по этим административным делам регулируется процессуальными нормами Кодекса об административных правонарушениях. К сожалению, соответствующая процедура Кодекса регламентирована неполно.

Административное судопроизводство в чистом виде сейчас осуществляется только при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях по первой инстанции.

Для того чтобы административное судопроизводство в России развивалось, необходимо принять федеральный закон (кодекс) «Об административном судопроизводстве» или внести соответствующие главы в Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы. Административно-процессуальные нормы должны чётче урегулировать процедуру рассмотрения судьями всех административных дел.

Как и ряд норм Кодекса об административных правонарушениях и других федеральных законов, норм закона «Об административном судопроизводстве» войдут в систему норм нового и очень демократичного института административного права-института административного судопроизводства.

Изображение - Особенности административного судопроизводства 3456363343
Автор статьи: Сергей Шевцов

Добрый день! Я уже чуть более 11 лет предоставляю услуги юридической помощи свои клиентам. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here