Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: "Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан". Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными комментариями основанными на опыте работы.

При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

Видео удалено
Видео (кликните для воспроизведения).

Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это — эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (14—16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

Видео удалено
Читайте так же:  Как составить договор безвозмездной аренды (образец)
Видео (кликните для воспроизведения).

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием — порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их “дружба”, возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

Читайте так же:  Смс спам мегафон, билайн, мтс и другие операторы

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может “отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

Дети до’14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

Если было совершено половое преступление, то потерпевшая(ший) может умалчивать о некоторых обстоятельствах или даже отрицать их.

Нельзя не учитывать также и то, что на потерпевшего оказывают влияние (угрожают, стараются подкупить) родные, близкие, друзья обвиняемого. Все это определяет формулировки задаваемых ему вопросов и помогает наметить пути последующей проверки его показаний.

Изображение - Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан proxy?url=http%3A%2F%2Fugolovnichek.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fdopros-nesovershennoletnego

В процессе расследования любого уголовного дела правоохранителям требуется установить все обстоятельства случившегося.

Для этого они собирают улики, опрашивают пострадавших, свидетелей и потенциального преступника. Иногда в роли одного из них оказывается несовершеннолетний ребенок.

Каковы правила и особенности допроса малолетних граждан, расскажем далее.

Закон предъявляет особые требования к процедуре опроса данной категории лиц. На допрос их могут пригласить уже на стадии предварительного следствия по делу.

Если подозреваемый не был заключен под стражу, на допрос его вызывают повесткой. В ней указывается адрес, дата и время, в которое он должен явиться в кабинет следователя.

На разговор со следователем вызывают письменной повесткой.

Документ передается несовершеннолетнему через его родителей, законных представителей или участкового, либо направляется заказным письмом.

В процессе допроса рядом с ребенком должен присутствовать адвокат и педагог, а при необходимости — один из родителей. Если защитник отсутствует, то слова ребенка не будут иметь юридической силы и не могут служить доказательством по делу.

Присутствие адвоката на допросе малолетнего обязательно.

Перед началом разговора следователь зачитывает всем присутствующим их права. Подозреваемый подписывает документ о том, что уведомлен об ответственности за дачу ложных показаний.

Результаты беседы оформляются специальным протоколом. В нем указывается:

  • время и место проведения мероприятия;
  • личные данные обвиняемого (Ф.И.О., возраст, уровень образования и др.);
  • перечень лиц, участвовавших в допросе;
  • вопросы, которые были заданы адвокатом, психологом или педагогом;
  • ответы потенциального преступника;
  • комментарии присутствующих.

Все слова подозреваемого записываются в протокол.

Правила допроса малолетних подозреваемых и обвиняемых

Основные правила допроса несовершеннолетних закреплены в ст. 425 УПК РФ. Для них предусмотрен отдельный регламент. Это связано с особенностями неокрепшей детской психики.

Кроме потенциального преступника, в мероприятии могут принимать участие третьи лица:

Он должен присутствовать обязательно. Защитник имеет право задавать вопросы и контролировать общий ход беседы.

  1. Педагог или психолог

Присутствие такого специалиста необходимо, если подозреваемый не достиг возраста 16 лет, страдает душевным заболеванием или отклонением в развитии.

  1. Законный представитель ребенка

К ним относятся родители несовершеннолетнего, опекуны или усыновители. Но их присутствие не всегда обязательно.

Если подросток старше 16 лет, психолога не приглашают.

Специалисты с педагогическим или психологическим образованием привлекаются к допросу для того, чтобы наладить контакт с ребенком и расположить его к разговору.

Перед началом мероприятия специалистам разъясняются их права. По закону они имеют право:

  • уточнять информацию с разрешения следователя;
  • знакомиться с текстом протокола;
  • давать письменные комментарии о правдивости внесенных в протокол сведений.

Психологи или педагоги приглашаются по инициативе следователя или запросу адвоката.

Изображение - Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан proxy?url=http%3A%2F%2Fugolovnichek.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fdopros-nesovershennoletnego_2

Поскольку дети находятся на стадии развития, длительные беседы могут негативно отразиться на их психике. Поэтому закон ограничивает время допроса малолетнего подозреваемого:

  • для детей до 7 лет — не более 30 минут без перерыва. Общая длительность беседы в день составляет 1 час;
  • для несовершеннолетних от 7 до 14 лет — не более 1 часа на один разговор, а в день — не более 2 часов;
  • для подростков от 14 до 18 лет — не более 2 часов при разовом допросе, но не более 4 часов за день.
Читайте так же:  Как аннулировать долг в квартире, который не проживаешь, но зарегистрирован

Таким образом, максимальная длительность допроса в течение одного дня не может превышать 4 часов, даже если подросток или его законные представители согласны вести беседу дальше.

В протокол вносится информация обо всех перерывах в допросе и их продолжительности (время начала и окончания).

Если ребенок проходит по уголовному делу в качестве свидетеля, следователь будет допрашивать его, опираясь на положения ст. 280 УПК РФ.

К беседе разрешается приглашать:

  1. Психолога или педагога

Их присутствие обязательно только при допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет. Это может быть школьный учитель или воспитатель дошкольного учреждения, с которым ребенок знаком.

  1. Законные представители ребенка

Родителей, законных опекунов или усыновителей вызываются по мере необходимости.

Если подросток старше 14 лет, решение о допуске третьих лиц принимает следователь.

Адвокат на допросе должен присутствовать обязательно, вне зависимости от мнения следователя.

Если у ребенка есть психические отклонения или проблемы в развитии, допрашивать его разрешается только при педагоге, психологе и законных представителях.

Граждане, которые присутствуют при допросе несовершеннолетнего свидетеля, обладают следующими правами:

  • уточнять интересующую информацию и задавать вопросы (с позволения следователя);
  • подтверждать правдивость показаний свидетеля в протоколе;
  • делать замечания относительно внесенной в протокол информации.

Перед началом беседы следователь обязан зачитать малолетним свидетелям их права и обязанности. Ребенок должен понимать, что важно говорить только правду.

У детей до 16 лет нельзя брать подписку об ответственности за дачу ложных показаний или отказ от их дачи.

Если идет разбирательство по гражданскому делу, необходимо руководствоваться положениями ст. 179 ГПК РФ.

Закон допускает привлечение к беседе с несовершеннолетним:

Он обязательно должен присутствовать, если ребенку не исполнилось 14 лет. Если подростку от 14 до 16 лет, решение о присутствии данного специалиста принимается органами следствия по своему усмотрению.

  1. Законные представители ребенка

Указанные лица имеют право задавать вопросы несовершеннолетнему (с согласия судьи), выражать свое мнение относительно личности свидетеля и давать оценку его словам.

Если ребенок не достиг 16 лет, то после допроса он удаляется из зала судебного заседания.

Обобщим ключевые особенности процедуры допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых или свидетелей:

  • разрешается присутствие третьих лиц, в том числе законных представителей малолетнего гражданина;
  • длительность мероприятия не может превышать 4 часов в сутки (с обязательным перерывом);
  • если подростку не исполнилось 16 лет, у него нельзя брать подписку об ответственности за дачу ложных показаний или отказ от их дачи.

Согласно ст. 191 УПК РФ вся беседа должна быть зафиксирована на видеокамеру. Однако допрашиваемый и его представители вправе отказаться от видеосъемки, а следователь должен удовлетворить их просьбу.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших (ст. 191 УПК РФ), подозреваемых, обвиняемых обусловлены в значительной степени особенностями психики несовершеннолетних: повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, а также незначительным жизненным опытом или вообще отсутствием его, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его обстоятельств.

При подготовке к допросу следователь должен обратить особое внимание на выяснение степени развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса.

Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома, чтобы официальная обстановка кабинета следователя не сковывала и не пугала их, не действовала на них подавляюще. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долго сосредоточивать внимание на одном объекте, допрос не следует затягивать л ибо необходимо устраивать перерывы.

Для несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет официальная обстановка места допроса играет противоположную роль: проникаясь чувством ответственности, они скорее дадут правдивые показания.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно и уверенно, дружелюбно, но в то же время настойчиво и твердо. Такая манера поведения способствует установлению необходимого кон гак- та с подростком, располагает его к доверию и вызывает уважение к следователю. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или начнет путаться и лгать от испуга и волнения. Страх перед следователем может побудить допрашиваемого даже оговорить себя.

Несовершеннолетнему допрашиваемому следует облегчить переход от ложных к правдивым показаниям. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Читайте так же:  Замена паспорта при смене фамилии после замужества важные нюансы

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет помимо сознательного нежелания говорить правду могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчета, могут быть и плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании, немотивированной лжи в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или ими придумываются нелогичные подробности.

Основным средством изобличения малолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения иногда оказываются малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу духа противоречия, свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи.

Эффективным может оказаться и повторный допрос, позволяющий обнаружить признаки внушения или фантазирования. Если на повторном допросе допрашиваемый слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом внушения со стороны взрослого. Существенные отличия в деталях между первоначальными и повторными показаниями служат указанием на фантазирование подростка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Недостаточный уровень развития, ограниченность логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события и правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. При этом они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т. п.). Жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена, и последующие впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого, поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время.

При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Несовершеннолетний в возрасте до 16 лет вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается в связи с обстоятельствами дела.

При участии в допросе педагога, а также законных представителей нужно заранее убедиться, что характер их взаимоотношений с несовершеннолетним не повлияет отрицательно на допрашиваемого. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводяших вопросов, назидательного тона, раздражения в отношении несовершеннолетнего.

Допрос малолетних (в возрасте до 14 лет) проводится с участием педагога. Такой допрос предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке — в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений. Психологическому контакту с допрашиваемым будут способствовать спокойный, уверенный тон следователя, его благожелательная манера общения. Помощь в проведении допроса может оказать педагог, специалист-психолог, воспитатель.

При оценке показаний несовершеннолетнего следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых им сведений, использование несвойственных допрашиваемому оборотов, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии заинтересованных лиц.

При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания поэтому должны быть обязательно проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и ripo- говорок, а также противоречий с другими доказательствами.

Особенности допроса малолетнего или несовершеннолетнего лица

1. Допрос малолетнего или несовершеннолетнего лица проводится в присутствии законного представителя, педагога или психолога, а при необходимости – врача.

2. Допрос малолетнего или несовершеннолетнего лица не может продолжаться без перерыва более одного часа, а в целом – более двух часов в день.

3. Лицам, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста, разъясняется обязанность о необходимости дачи правдивых показаний, не предупреждая об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания.

4. До начала допроса лицам, указанным в части первой настоящей статьи, разъясняется их обязанность присутствовать при допросе, а также право возражать против вопросов и задавать вопросы.

1. Особенности допроса малолетнего и несовершеннолетнего лица (в дальнейшем для удобства будем употреблять только термин – несовершеннолетний – см. п. 12 ч. 1 ст. 3 УПК) связаны с наличием специфических черт психологии детского, подросткового, юношеского периодов развития. Эти черты проявляются как в процессе формирования показаний, так и непосредственно в поведении и позиции допрашиваемого. Но, не смотря на отличия в процессуальном состоянии несовершеннолетнего подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, а также предмет их допроса, содержание допроса имеет много общего. Общий должен быть и подход к особенности показаний несовершеннолетних; обусловленных целым рядом факторов: меньшим чем у взрослых объемом знаний и жизненного опыта; заниженная способность к сосредоточенного внимания; завышенный степень внушаемости (агрессии), самонавіюваності, склонность к фантазированию; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке событий и фактов, эмоциональность суждений, выводов и действий.

Читайте так же:  Как написать отказ от ребенка в роддоме

2. Как правило, особых сложностей относительно допроса несовершеннолетних разных возрастных групп нет, за исключением допроса в качестве свидетеля-очевидца, потерпевшего в возрасте до 7-8 лет, то есть малолетнего дошкольного возраста. А необходимость в их допросе в практике возникает, поскольку они бывают единственными очевидцами в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Как действовать в этом случае, ведь УПК не устанавливает возрастных ограничений таких субъектов уголовного процессуальной деятельности, как свидетель, потерпевший.

Считаем, что в подобной ситуации необходимо руководствоваться п.4 ч.2. и п.1 ст.242 ч. И ст.485 УПК, то есть, когда возникают сомнения в способности малолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение и давать о них показания, то надо назначать экспертизу. Таким образом, для решения вопроса о том, можно ли допрашивать малолетнего свидетеля или потерпевшего, необходимо проверить уровень их развития, состояние органов чувства, выявить особенности восприятия и запоминания путем назначения и проведения психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Полученные выводы экспертизы на поставленные вопросы будут не только основанием для принятия решения о возможности допроса таких малолетних, но и правильной оценки их показаний.

3. Вызов несовершеннолетнего на допрос осуществляют, как правило, через родителей или законных представителей. Иной порядок допускается лишь в тех случаях, когда это обусловлено обстоятельствами расследования, например, в случаях его поводу или пока целесообразно допросить его в отсутствии законного представителя, поскольку имеются основания полагать, что он может негативно влиять на несовершеннолетнего. Несовершеннолетний, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места предварительного заключения. В повестку укладывается и приглашение законного представителя допрашиваемого.

4. Допрос несовершеннолетнего может проводиться и по месту учебы, работы, жительства, а также в служебном кабинете следователя. Окончательный выбор места зависит от конкретных обстоятельств и возраста несовершеннолетнего. Несовершеннолетний подозреваемый допрашивается в комнате следователя или в СИЗО, ВУ.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего производится по возможности безотлагательно после криминального происшествия. Любой допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более одного часа, а в целом и более двух часов в день.

5. Участниками допроса несовершеннолетнего являются его законные представители, педагоги или психологи, а при необходимости – врач. Относительно особенностей участия других лиц см. комментарий к ст. 227 УПК.

6. Допрос и другие следственные (розыскные) действия с участием подозреваемого несовершеннолетнего лица осуществляются по правилам § 1 гл. 38 УПК.

7. Надо отметить, что сам процессуальный порядок допроса несовершеннолетних не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели (потерпевшие), которые не достигли 16 лет, не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а свидетели еще и за отказ дать показания. Перед началом допроса следователь разъясняет такому свидетелю, потерпевшему необходимость правдиво рассказать все, что им известно относительно уголовного правонарушения, которое расследуется.

8. Собственно, доклад несовершеннолетнего лица состоит из свободного рассказа и ответов на поставленные вопросы. В отличие от показаний взрослого свободный рассказ несовершеннолетнего нередко бывает менее конкретным и более фрагментарной. Несовершеннолетнему должна быть предоставлена возможность в подавляющем для него последовательности, форме и манере изложить свои показания. Не следует перебивать, подгонять его и просить уточнить, дополнить определенные моменты, все это целесообразно сделать после свободного рассказа.

Особое значение для получения показаний от несовершеннолетних имеет стадия вопросов и ответов, в которой следователь путем постановки вопросов (уточняющих, дополнительных, напоминающих) получает интересующую его информацию.

Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, следователь обязан выяснить причины его (ложное чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.д.) и с учетом информации, которая имеется в материалах досудебного расследования, применять определенные тактические приемы, направленные на предупреждение лжи, изменения позиции, занятой несовершеннолетним в сторону дачи правдивых показаний. Но тактические приемы, применяемые при этом должны быть построены, главным образом, на методах убеждения.

При фиксации показаний несовершеннолетнего очень важно, чтобы сохранилась стилистика преподавания, которая используется подростком, в частности, надо дословно отразить в протоколе отдельные характерные обороты речи и выражения допрашиваемого. Выполнение этой рекомендации будет способствовать объективности, точности и достоверности показаний допрашиваемого. Именно с этой целью вполне разумно при допросах несовершеннолетних применять технические средства фиксации, то есть, аудио – или видеозапись.

Изображение - Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан 3456363343
Автор статьи: Сергей Шевцов

Добрый день! Я уже чуть более 11 лет предоставляю услуги юридической помощи свои клиентам. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.6 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here