Переустройство и перепланировка жилого помещения

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: "Переустройство и перепланировка жилого помещения". Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными комментариями основанными на опыте работы.

Глава 7. Переустройство и перепланировка жилого помещения §7.1. Понятие и виды переустройства и перепланировки

Согласно статье 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения – это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство (переоборудование) жилых помещений может включать в себя:

– установку бытовых электроплит вместо газовых плит или кухонных очагов;

– перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;

– устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Перепланировка жилого помещения – это изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка проводится с сохранением функционального назначения помещений, а переоборудование – для приспособления помещений к новому функциональному назначению; реконструктивные работы, в том числе выполняемые в комплексе с работами по перепланировке и переоборудованию помещений, предусматривают частичные изменения в несущих конструкциях и (или) в архитектурном облике здания. При перепланировке и переустройстве в жилых домах не допускаются мероприятия и способы их реализации, нарушающие требования строительных, санитарно-гигиенических, экологических и эксплуатационно-технических нормативных документов, действующих для жилых зданий; запрещены мероприятия, влияющие на архитектурный облик жилых домов (устройство балконов, козырьков, эркеров, превращение в эркеры существующих лоджий и балконов, устройство мансардных помещений) и подлежащие оформлению и реализации в порядке, установленном для реконструкции жилых домов (Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный)/Под ред. Н.М. Коршунова. М.: Эксмо, 2005. С. 84).

Видео (кликните для воспроизведения).

Перепланировка жилых помещений может включать в себя:

– перенос и разборку перегородок;

– перенос и устройство дверных проемов;

– разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир;

– устройство дополнительных кухонь и санузлов;

– расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений;

– ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения;

– устройство или переоборудование существующих тамбуров. Согласно пункту 3.7.4 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, переоборудование и перепланировка жилых и подсобных помещений в квартирах многоквартирных домов могут проводиться для повышения уровня благоустройства и комфортности проживания.

Порядок и условия переустройства и перепланировки, согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ, определяются актами органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем с 1 марта 2005 г. акты субъектов Федерации в этой части утрачивают свою силу. Например, признан утратившим силу Закон г. Москвы от 29 сентября 1999 г. N 37 “О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы”. Ранее вопросы переустройства и перепланировки жилого помещения регулировались статьей 84 ЖК РСФСР, в соответствии с которой переустройство, перепланировку жилого помещения и подсобных помещений можно было производить только в целях повышения благоустройства квартиры и лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

Согласно пункту 1.6 постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда”, собственники жилищного фонда или их уполномоченные лица должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технических паспортов домов, строений и земельных участков.

При переустройстве помещений не допускаются:

– переоборудование и перепланировка помещений, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;

– перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных жильцов дома или квартиры;

– установка или переустройство перегородок, если в результате образуется комната без естественного освещения или без приборов отопления;

– перепланировка, в результате которой образуется комната площадью менее 9 кв. м или шириной менее 2,25 м;

– увеличение подсобной площади квартир за счет жилой;

– переоборудование и перепланировка без согласия всех заинтересованных совершеннолетних жильцов квартиры и ее собственников;

– переоборудование и перепланировка помещений, состоящих на учете штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без разрешения начальника штаба; строений, предназначенных к сносу в ближайшие три года и включенных в соответствующие решения и распоряжения, если такое переоборудование не необходимо для обеспечения безопасности проживания;

Видео (кликните для воспроизведения).

– перепланировка смежных помещений без предварительного внесения поправок в паспорт домовладения на основании решения межведомственной комиссии.

Ограничения на отдельные мероприятия по переустройству помещений в жилых домах типовых серий, обусловленные их конструктивными особенностями, устанавливаются Правительством Москвы.

Читайте так же:  Нужен отгул как правильно написать заявление на дополнительный выходной

Согласно части 2 статьи 23 Закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. N 6 “Основы жилищной политики города Москвы”, переоборудование, переустройство, перепланировка, перевод в нежилой фонд, реконструкция жилища осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством. Таким образом, этот закон разделяет такие понятия, как переоборудование, переустройство и перепланировка. Однако, согласно Закону г. Москвы от 29 сентября 1999 г. N 37 “О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы”, понятие “переустройство” включает в себя перепланировку помещений, их переоборудование или перестановку оборудования, устройство (заделку) проемов в стенах, перекрытиях и перегородках. Под переустройством помещения понимается проведение в нем мероприятий (работ), связанных с изменением места расположения или размеров помещения, его состава и (или) функционального назначения, а также инженерного оборудования.

В соответствии с распоряжением мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ “О Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в городе Москве”, проектная документация – обязательное условие для перепланировки помещений.

В состав документации входят:

1) технический паспорт БТИ;

2) пояснительная записка (кроме жилых зданий) по архитектурно-планировочным, конструктивным, технологическим решениям, внутреннему инженерному оборудованию, охране окружающей среды (при необходимости), противопожарным мероприятиям;

3) генеральный план М 1:500 (кроме жилых зданий) и сводный план инженерных сетей (при необходимости), план этажа М 1:100 (М 1:50) с указанием предполагаемых к сносу и устанавливаемых перегородок, мест пробития проемов во внутренних стенах;

4) план этажа М 1:100 (М 1:50) с переоборудованием внутренних инженерных коммуникаций (при необходимости), с размещением технологического оборудования (при необходимости);

5) строительный генеральный план (при устройстве стройплощадки);

6) чертежи узлов и деталей, рабочие чертежи строительных и монтажных работ в соответствии с государственными стандартами СПДС (при необходимости);

7) техническое заключение о состоянии объекта. Основанием для оформления документации является обращение собственника (или управомоченного им лица), пользователя объекта или предписание органов власти, контроля и надзора. Например, если с заявлением обращается наниматель по договору социального найма, то он должен представить документ о предоставлении ему наймодателем таких полномочий. Полномочие может быть выражено путем согласия на переустройство или перепланировку. Если жилое помещение принадлежит сособственникам на праве общей долевой собственности, то необходимо заявление всех сособственников либо один из сособственников вправе действовать по доверенности. Согласие супруга, если жилое помещение является общей совместной собственностью и зарегистрировано на имя другого супруга, презюмируется. От имени несовершеннолетних, недееспособных, ограниченных в дееспособности лиц выступают их законные представители; от имени юридических лиц и публичных образований – их органы на основании учредительных документов, доверенностей (Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный)/Под ред. Н.М. Коршунова. М.: Эксмо, 2005. С. 87, 88).

Согласно статье 12 Закона г. Москвы от 29 сентября 1999 г. N 37 “О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы”, контролируют соблюдение порядка оформления и проведения переустройства помещений в жилых домах управляющие жилыми домами и органы государственной жилищной инспекции совместно с органами исполнительной власти и районными управами.

Управляющие жилыми домами вправе и обязаны:

– проверять наличие установленных разрешений на переустройство помещений;

– вести учет продолжительности работ (регистрировать их начало и окончание);

– следить за соблюдением согласованных условий вывоза строительного мусора;

– принимать не противоречащие закону меры для поддержания нормальных условий проживания и предупреждения ущерба жилому дому, его инженерному оборудованию, а при необходимости обращаться за содействием к органам государственного контроля.

Должностные лица органов исполнительной власти, районных управ и государственной жилищной инспекции в пределах своих полномочий вправе и обязаны:

– требовать доступа в переустраиваемые помещения при проведении проверок, обращаться за содействием к правоохранительным органам;

– обеспечивать рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в связи с проводимыми работами (неправомерность мероприятий или их несоответствие выданным разрешениям, нарушение режимов ведения работ, причинение ущерба смежным помещениям, конструкциям и инженерным системам жилых домов);

– выдавать обязательные для исполнения предписания о приостановлении (прекращении) работ, осуществляемых без разрешительных документов, с отступлением от проектной документации или с привлечением исполнителей, не имеющих лицензий, а также применять к нарушителям меры экономического и административного воздействия в соответствии с законодательством;

– осматривать с согласия собственника переустраиваемые помещения в согласованные с ним сроки и в присутствии его представителя, предупредив о дате такого осмотра арендатора или нанимателя помещения не позднее, чем за неделю до даты осмотра. Если собственник помещения в течение месяца не согласовал дату осмотра, уполномоченные органы городской администрации или местного самоуправления вправе обратиться в суд с исковым требованием о принудительном осмотре помещения, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно было переустроено или переустраивается.

Что касается ответственности, то в отношении самовольного переустройства и перепланировки действует гражданское законодательство о самовольной постройке. Согласно части 1 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой считается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, построенное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Читайте так же:  Кто является наследниками первой очереди после смерти одного из супругов

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме одного исключения: согласно части 3 статьи 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Помимо сноса предусмотрено и более мягкое наказание – штраф. Согласно статье 7.21 КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ.

Вопросы, касающиеся переустройства и перепланиров­ки жилых помещений, урегулированы гл. 4 (ст. 25—29) ЖКРФ.

В ст. 25 ЖК РФ определены два понятия:

– переустройство — это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования в жилом помещении;

– перепланировка — это изменение конфигурации жилого помещения.

Проведение указанных видов работ требует внесения из­менений в технический паспорт жилого помещения.

Технический паспорт жилого помещения составляет­ся при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении помещения в состав жилищного фонда. Порядок оформления технического паспорта определен Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Феде­рации, утв. приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37.

В соответствии с ранее действовавшим законодатель­ством (ст. 84 ЖК РСФСР) эти работы производились «только в целях повышения благоустройства квартиры». Теперь указанное условие (о повышении благоустройства) законодательством, в частности ст. 26 ЖК РФ, не установ­лено. Более того, из ст. 23 ЖК РФ следует, что перевод помещения для использования в качестве соответственно жилого или нежилого может осуществляться с условием проведения переустройства и (или) перепланировки.

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюде­нием требований законодательства по согласованию с орга­ном местного самоуправления (далее — орган, осуществля­ющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее — заявитель) в орган, осу­ществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помеще­ния представляет:

– заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

– правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

– подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных в данном пункте документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

– заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, являются памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе тре­бовать представление каких-либо других документов. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осу­ществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по резуль­татам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим со­гласование, не позднее чем через 45 дней со дня представле­ния указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем че­рез три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Данный документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Читайте так же:  Может ли пенсионер претендовать на обязательную долю

Случаи отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения перечислены в ст. 27 ЖКРФ.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепла­нировки жилого помещения допускается в случае:

– непредставления необходимых документов (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ);

– представления документов в ненадлежащий орган;

– несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно со­держать основания отказа с обязательной ссылкой на допу­щенные нарушения. Также решение выдается или направ­ляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Завершение переустройства и (или) перепланировки под­тверждается актом приемочной комиссии (ст. 28 ЖК РФ). Произведенные изменения в жилом помещении, как следу­ет из ст. 25 ЖК РФ, вносятся в технический паспорт жило­го помещения.

Последствия самовольного переустройства и (или) са­мовольной перепланировки жилого помещения предусмо­трены ст. 29 ЖК РФ.

Самовольными являются переустройство и (или) пере­планировка жилого помещения, проведенные при отсут­ствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ (без согласования с органом местного самоуправления), или с на­рушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

Самовольно переустроившее и (или) перепланировав­шее жилое помещение лицо несет предусмотренную зако­нодательством ответственность. Собственник жилого по­мещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помеще­ния по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помеще­ние может быть сохранено в переустроенном и (или) пере­планированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет при­ведено в прежнее состояние в указанный срок, суд по иску этого органа принимает решение:

– в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств завычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

– в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового соб­ственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в , указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, то оно подлежит продаже с публичных торгов в установленном порядке.

Согласно разъяснению Верховного Суда РФ в этих случаях собственник жилого помещения в праве про­живать в нем и не может быть выселен из занимаемого жилого помещения до момента государственной реги­страции прав на жилое помещение нового собственника, в том числе на момент проведения торгов. Вместе с тем по заявлению гражданина орган местного самоуправления или суд может «узаконить» самовольно выполненные пе­реустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью (см. Обзоры судеб­ной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г. и II квартал 2006 г.).

Предусмотрена и административная ответственность за указанные неправомерные действия: самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан (ст. 7.22 КоАП РФ).

Главой 4 (ст. 24—28) ЖК РФ определены основания и условия переустройства и перепланировки жилых помеще­ний на федеральном уровне, что следует из п. 10 ст. 12 ЖК РФ. В г. Брянске было принято постановление Брянской городской администрации от 11.09.2008 г. № 996-зп «Об утверждении порядка перевода жилых помещений в нежилые, нежилых помещений в жилые, исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории г. Брянска». Эти акты, как и другие правовые акты, принимаемые на региональном и местном уровнях, не могут определять вопросы, отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности предусматривать до­полнительный (иной) перечень документов, которые обя­зан представлять заявитель (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

На основании ч. 5 ст. 26 ЖК РФ Правительство РФ при­няло постановление от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения». В связи с этим в отно­шениях, связанных с переустройством и перепланировкой жилых помещений, следует применять формы заявления и решения о согласовании указанных работ, установленные названным постановлением Правительства РФ.

Читайте так же:  Процедура регистрации торговой марки

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие общественные отношения относятся к «жилищным» отношениям?

2. Что такое жилищное правоотношение?

3. Назовите обязательные элементы жилищного правоотношения.

4. Дайте характеристику основных участников (субъектов) жилищных правоотношений.

5. В чем заключаются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений?

6. Что считается объектом жилищных прав?

7. Дайте характеристику жилого помещения и назовите его виды.

8. Каковы назначение жилых помещений и пределы их использования?

9. Дайте определение понятия жилищного фонда и охарактеризуйте его отдельные виды.

10. Что подразумевается под учетом жилищного фонда?

11. В чем заключается переустройство и перепланировка жилых помещений (виды, основания, завершение, последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки)?

185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

В последнее время переустройство и перепланировка жилых помещений происходят сплошь и рядом, как в новых квартирах, так и в квартирах старой планировки: люди стремятся улучшить свои условия проживания, сделать их более комфортными. Зачастую, проводя перепланировку или переустройство жилого помещения, некоторые даже не представляют, что существует определенный порядок проведения данных действий, что необходимо производить соответствующие согласования, а также не знают о юридической ответственности за нарушение этого порядка.Однако в случае если перепланировка или переустройство сделаны без соблюдения определенных технических правил, это создает реальную угрозу для других жильцов.

После вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) регулирование отношений, возникающих в связи с переустройством и перепланировкой жилых помещений, осуществляется иначе, чем было предусмотрено Жилищным кодексом РСФСР, который содержал только одну статью (ст. 84), определяющую лишь самые общие правила проведения перепланировки и переустройства жилых помещений.
Более того, с 1 марта 2005 г. определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (п. 10 ст. 12 ЖК РФ). Представляется, что принятые ранее региональные нормативные акты по данным вопросам должны быть признаны утратившими силу.
В ст. 25 ЖК РФ впервые даны легальные определения переустройства и перепланировки жилого помещения:

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Рассмотрим данные определения более подробно.
Прежде всего необходимо отметить, что и переустройство, и перепланировка представляют собой определенные действия, результат которых требует внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно п. 5 ст. 19 ЖК РФ техническим паспортом жилого помещения являются документы, содержащие техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (санитарным и техническим).

Технический паспорт жилого помещения состоит из четырех разделов.

Раздел I. Сведения о принадлежности.
В техническом паспорте отражаются фамилия, имя, отчество гражданина, паспортные данные или полное наименование юридического лица (по уставу), документы, подтверждающие право собственности, пользования, владения и долевое участие. Данные сведения заносятся на основе информации, поступающей от Федеральной регистрационной службы.

Раздел II. Экспликация площади квартиры.
По каждой квартире подсчитываются:
— жилая площадь квартир (сумма площадей жилых комнат);
— площадь квартиры (сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров);
— общая площадь квартиры (как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий — 0,5, для балконов и террас — 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0).

Раздел IV. Стоимость квартиры.
Указываются полная и остаточная балансовая стоимость, действительная инвентаризационная стоимость, а также может указываться рыночная стоимость.

Следовательно, переустройством жилого помещения будут считаться такие действия по установке, замене или переносу инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, результат которых требует внесения изменений в данные, указанные в техническом паспорте.

Перепланировкой жилого помещения будут считаться действия, которые привели к изменению конфигурации жилого помещения, которое необходимо указать в техническом паспорте.

ПОРЯДОК ПЕРЕУСТРОЙСТВА И ПЕРЕПЛАНИРОВКИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.

Чтобы начать переустройство, для начала необходимо оценить возможность осуществления идеи в данном помещении, которую определяет квалифицированный инженер – только он сможет определить несущие конструкции, рассчитать допустимые нагрузки, и, в соответствии с ними, составить план проектных работ.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Читайте так же:  Как вернуть билеты в театр

Статья 27 ЖК РФ предусматривает основания для отказа в согласовании переустройства (перепланировки):
1) непредставление документов, предусмотренных п. 2 ст. 26 ЖК РФ (указанных выше);
2) представление документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Форма решения об отказе законодательно не определена.
Недостаточно четкой представляется такая формулировка, как «несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства». На практике возможны ситуации, когда эти требования устанавливаются на местах, вследствие чего возникают свои, «местные» основания для отказа в согласовании. Так, например, требования местного законодательства могут устанавливать необходимость согласования проекта с большим количеством всевозможных инстанций и т.п.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее, чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Вторым этапом переустройства является согласование плана проектных работ в различных инстанциях. Весь процесс занимает достаточно длительное время. Для полного узаконивания перепланировки нужно получить письменное разрешение балансодержателя или собственника дома, Управления архитектуры, Госархстройнадзора, Госпожнадзора и Санэпиднадзора г. Челябинска.
Существуют такие преобразования, которые невозможно официально согласовать в любом случае. Это переустройство помещений, при котором:

  • Ухудшаются условия эксплуатации дома или проживания граждан, а также, если возникают проблемы с инженерными коммуникациями и отключающими устройствами.
  • Возможность отнесения к категории непригодных для проживания помещений переустроенных или смежных с ним квартир.
  • Прочность, устойчивость несущих конструкций здания нарушается с возможностью их разрушения.
  • На общедомовых (общеквартирных) инженерных сетях устанавливаются отключающие или регулирующие устройства, если их использование оказывает влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях.
  • Сечения каналов естественной вентиляции ликвидируются либо уменьшаются.
  • На несущие конструкции увеличиваются нагрузки сверх допустимых по проекту, также, если устанавливаются стяжки в полах, заменяются перегородки из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещается дополнительное оборудование в помещениях квартир.

В жилых домах типовых серий не разрешается:

  • Организация проемов и ниш, пробивка отверстий в стенах- пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах, а также в местах расположения связей между сборными элементами.
  • Устройство штраб в горизонтальных швах и под внутренними стеновыми панелями, а также в стеновых панелях и плитах перекрытий под размещение электропроводки, разводки трубопроводов.
  • Устройство каких-либо проемов в стеновых панелях помещений без согласования с проектной организацией- автором проекта жилого дома или его правопреемником, а при их отсутствии- без дополнительной экспертизы.

После получения согласования можно приступать к работам по переустройству (перепланировке).
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.
ЖК РФ или другим федеральным законодательством не установлены требования как к данному акту, так и к составу или порядку формирования такой комиссии. Следует полагать, что регулирование указанных отношений может осуществляться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Только на основании акта приемочной комиссии о произведенном переустройстве квартиры вносятся изменения в поэтажный план БТИ и экспликацию квартиры, технический паспорт квартиры, также акт направляется в отдел Федеральной регистрационной службы для внесения изменений в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) — свидетельство о праве собственности на квартиру.
Вот такой нелегкий путь необходимо пройти для производства переустройства (перепланировки) квартиры.

Весь процесс перепланировки помещения неотделим от конкретных трудностей, но зачастую он действительно себя оправдывает как в эстетическом, так и в функциональном аспектах. И всё же узаконивание переустройства помещений чересчур затруднено, поэтому не все жильцы берут на себя труд узаконить перепланировку. Вся процедура согласования требует больших временных затрат, а главное тратит много сил и нервов жильцов. Процедуру нужно упрощать, устранять излишние бюрократические преграды, это очевидно. Многие строительные компании г. Челябинска нашли выход из этой ситуации – они отошли от строительства домов типовых серий. Компании строят помещения со свободной планировкой, где вообще нет стен, только несколько несущих конструкций, чаще всего таковыми являются колонны. Это касается новых построек, но в Челябинске доминируют строения стандартных серий, и проблема санкционирования перепланировки останется актуальной еще долгое время.

Изображение - Переустройство и перепланировка жилого помещения 3456363343
Автор статьи: Сергей Шевцов

Добрый день! Я уже чуть более 11 лет предоставляю услуги юридической помощи свои клиентам. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.6 проголосовавших: 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here