Виды ответственности перевозчика за причинение вреда

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: "Виды ответственности перевозчика за причинение вреда". Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными комментариями основанными на опыте работы.

Ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

За причинение вреда жизни и здоровью пассажира перевозчик отвечает по правилам о деликтной ответственности, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Не допускается изменение условий или снижение размера ответственности перевозчика.

Для обеспечения возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира при перевозке, используется страхование. На воздушном транспорте предусматривается обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна (ст. 133 ВК). Другие нормативные акты устанавливают обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажиров на период перевозки (ст. 98 КВВТ, ст. 113 УЖТ).

Обязательное страхование жизни и здоровья пассажиров было введено Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 “Об обязательном личном страховании пассажиров” (САПП РФ. 1992. N 2. Ст. 35). Личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта производится на время поездки (полета).

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров всех видов транспорта международных сообщений, а также внутригородского и пригородного транспорта.

Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров устанавливаются страховщиками по согласованию с соответствующим федеральным органом управления транспортом и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира при продаже проездного документа, т.е. страхование осуществляется за счет пассажира.

При наступлении предусмотренного договором страхования события перевозчик обязан составить акт о несчастном случае, первый экземпляр которого вручается застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

Пассажиру при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Для перевозок воздушным транспортом размер страховой суммы по договорам обязательного страхования ответственности перевозчика установлен непосредственно ВК и составляет на каждого пассажира воздушного судна не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на день продажи билета (п. 2 ст. 133 ВК).

Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причиненного ущерба возлагается на истца.

Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах полномочий, предполагается, если не доказано иное, если смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна или в связи с перечисленными обстоятельствами. В отношении утраты или повреждения багажа, который не относится к каютному, вина указанных лиц предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение такого багажа.

Перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им, его работниками или агентами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что было невозможно их принять.

Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Виды ответственности перевозчика за причинение вреда

Изображение - Виды ответственности перевозчика за причинение вреда proxy?url=https%3A%2F%2Fbukvaprava.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Добрый день!
В начале года со мной произошло неприятное происшествие, последствия которого до сих пор оставляют мне о себе напоминание. Я решил в отпуске немного себя побаловать и купил билет на исторический тур в город в 1000 км. Компания перевозчика была серьезной и сомневаться не приходилось. Путь предстоял не легкий, и я принялся отдыхать. Проснулся уже в скорой помощи. Как оказалось автобус попал в аварию, благо без жертв. У меня было сотрясение мозга и мелкие ушибы.

В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что компания перевозчика грубо нарушала закон, давая водителям работать без отдыха до 2-х суток. Вопрос не в этом, что мне теперь ожидать. В ходе аварии я получил серьезные повреждения здоровья, которые до сих пор заставляют меня тратить деньги на лечение. Что я могу в этом случае с них получить?
Андрей

Вашей ситуации конечно не позавидуешь. Мы постараемся ответить на вопрос наиболее понятно.

В настоящий момент времени, все вопросы связанные с видами ответственности перевозчика за причиненный вред пассажирам регламентируется статьей 800 ГК РФ. В ней же имеется целая глава 59, которая и рассматривает различные моменты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Виды ответственности перевозчика за причинение вреда proxy?url=https%3A%2F%2Fbukvaprava.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

В частности в законе говорится о том, что любые причиненные пассажиру увечья, при исполнении договорных обязательств, должны быть выплачены виновными лицами в полном объеме. Тут же и приводятся статьи закона, характеризующие все по отдельности:

Стоит отметить, что величина суммы в качестве возмещения будет браться не только с учетом оклада, но и при добавлении сумм, которые гражданин получил в качестве премиальных или же за выполнение отдельного рода трудовых обязательств. Итоговый объем заработанных средств за год, делится на 12 и таким образом получается итоговая сумма за месяц.

Читайте так же:  Как иммигрировать в бельгию из россии плюсы и минусы

Также важно упомянуть, что вред оплачивается:

  1. Несовершеннолетним лицам до наступления 18 летнего возраста. Или до 23 если лицо получало очную форму обучения.
  2. Пенсионерам пожизненно.
  3. Инвалидам на срок инвалидности.
  4. Если в ходе происшествия погибли родители детей или кормилец семьи, то выплата осуществляется до выздоровления ребенка или до наступления возраста 14 лет.

В вашем случае Андрей, сказать точную цифру не представляется возможным, т. к. вы не указали доход и время лечения. Так или иначе, судя по вопросу, вы имеете полное право требовать от перевозчика возмещение вреда здоровью.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика;

Виды перевозок, которые подлежат страхованию:

Железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;

Воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;

Внутренний водный транспорт;

Автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;

  • Городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;легкое метро и монорельсовый транспорт.
  • Независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.

    Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее – орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

  • Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.
  • Единая стоимость. Разная надежность

    Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Указанием Центрального Банка РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта и вида перевозок.

    Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.

    Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в пределах установленных договором ОСГОПП страховых сумм:

    Ответственность перевозчика в связи с причинением вреда жизни или здоровью пассажира

    В ст. 800 ГК закреплена ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Сама статья не регулирует ответственность перевозчика, а носит отсылочный характер. В ней говорится: “Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется правилами главы 59 настоящего Кодекса, если

    законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика”.

    До принятия Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”” (далее – Федеральный закон от 14.06.2012 № 78-ФЗ) транспортные уставы и кодексы, за исключением ВК и КТМ, также не регулировали ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Так, УЖТ содержал в отсылочной норме лишь указание на такую ответственность. Причем эта норма была сформулирована в самом общем виде: “Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации” (ст. 113). Что касается УАТГНЭТ и КВВТ, то в них вообще отсутствовала норма об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира.

    Читайте так же:  Включение дополнительных условий в договор страхования

    Своеобразный подход к регулированию ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, демонстрирует КТМ. Он распространил правила, касающиеся ответственности перевозчика, которые закреплены в гл. 9 “Договор о морской перевозке пассажиров” только на перевозку в заграничном сообщении, если перевозчик и пассажир не являются организациями и гражданами Российской Федерации. Этими правилами установлены размеры возмещения причиненного вреда, которые исчисляются в так называемых расчетных единицах (ст. 190 КТМ). В соответствии со ст. 11 КТМ расчетная единица – это единица права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.

    Правилами определено, какие периоды включает в себя перевозка пассажира.

    Следует отметить, что в КТМ указанными правилами гл. 9 закреплено также положение, согласно которому решение вопроса о доказывании вины перевозчика в происшествии, повлекшего смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрату или повреждение каютного багажа, ставится в зависимость от причин наступивших негативных последствий. При кораблекрушении, столкновении, посадке судна на мель, взрыве или пожаре на судне или недостатках судна вина перевозчика предполагается, если не доказано иное. В других же случаях обязанность доказывания вины перевозчика лежит на истце (п. 3 ст. 186) [1] .

    Что касается случаев, когда перевозчик и пассажир являются организациями и гражданами Российской Федерации, то Кодексом ответственность перевозчика устанавливалась в соответствии с правилами гражданского законодательства РФ.

    Наиболее полно вопрос об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, урегулирован в ВК. Кодексом, во-первых, было закреплено положение, которое, по сути, повторяло формулировку ст. 800 ГК. Во-вторых, в п. 1.1 и 1.2 ст. 117 ВК закреплены и действуют размеры компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира [2] . Существенный момент, нашедший урегулирование в Кодексе, касается определения периодов воздушной перевозки пассажиров.

    С принятием Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ в транспортные уставы и кодексы включена типовая норма, в соответствии с которой ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира, его жизни и здоровью, определяется международными договорами РФ, либо если транспортным законом (уставом или кодексом) или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

    Вместе с тем транспортные законы (за исключением ВК) дополнены нормами, конкретизирующими размеры компенсаций, выплату которых перевозчик обязан обеспечить в счет возмещения причиненного вреда. Для всех они также носят типовой характер и заключаются в следующем.

    1. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан – супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, – гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

    2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.

    3. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни и здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

    Следует отметить, что дополнения Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ относительно размеров выплат компенсаций в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира, его жизни и здоровью, не коснулись ВК, так как были закреплены ранее Федеральным законом от 04.12.2007 №331-Ф3.

    Для решения вопроса об ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира принципиальное значение имеет определение временных рамок, в пределах которых она может возникнуть. Как уже отмечалось, этот вопрос урегулирован только в КТМ и ВК. В них определены периоды ответственности перевозчика. В остальных транспортных законах они не упоминаются. Поэтому Федеральный закон от 14.06.2012 № 78-ФЗ дополнил УАТГНЭТ, УЖТ и КВВТ нормами, устанавливающими указанные периоды. Это период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки из него. Для внутреннего водного транспорта включены также периоды, связанные с доставкой пассажира водным путем с берега на судно и доставки его с судна на берег.

    Оценивая регулирование сумм компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира, его жизни или здоровью, отметим, что оно является важным шагом гармонизации российского транспортного законодательства с международными транспортными источниками.

    Читайте так же:  Как составить претензию по договору оказания услуг

    Вместе с тем нельзя не обратить внимание на два негативных момента. Во-первых, приведенные суммы возмещения значительно уступают суммам, закрепленным в международных транспортных источниках. Во-вторых, в российских законодательных актах не предусмотрен механизм учета инфляции при определении сумм возмещения.

    Для сравнения приведем некоторые данные условий ответственности перевозчика при международных перевозках пассажиров. Так, например, Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) в приложении “Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров (ЦИВ)” установила возмещение в случае гибели пассажира в пределах 175 тыс. СДР. При этом лицам, которых он обязан обеспечивать, или в будущем был бы обязан обеспечивать, в связи с потерей кормильца, также должно быть выплачено возмещение [3] . Потери же в связи с несохранностью ручной клади должны быть возмещены в размере до 1400 СДР.

    Согласно Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция) сумма не должна превышать 100 тыс. СДР (специальных прав заимствования – п. 1 ст. 21 данной Конвенции) на каждого пассажира. Установлены пределы ответственности в отношении багажа. Так, при перевозке багажа ответственность перевозчика в случае его уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 СДР в отношении каждого пассажира [4] .

    Принципиальное положение, нашедшее закрепление в Монреальской конвенции, касается пересмотра пределов ответственности. Пересмотр осуществляется каждые пять лет с использованием коэффициента инфляции, который соответствует совокупным темпам инфляции за период времени, прошедший со времени предыдущего пересмотра.

    • [1] Правовая оценка этой ситуации дается в параграфе 12.6 “Ответственность перевозчика за нарушение обязательств по перевозке пассажира и багажа”.
    • [2] См. об этом в параграфе 11.7 учебника.
    • [3] См.: Гречуха В. Н. Международное транспортное право: учебник для магистров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. С. 291-293.
    • [4] В соответствии с п. 1 ст. 23 Монреальской конвенции суммы, указанные в специальных правах заимствования, рассматриваются как относящиеся к специальным правам заимствования, как они определены Международным валютным фондом. Перевод этих сумм в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится и соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения. (См.: Гречуха В. Н. Правовые основы международных перевозок пассажиров и грузов. Ч. 2: Нормативные правовые документы (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г.). М., 2007).

    Опубликовал: admin в Ваш юрист 18.10.2018 Комментарии к записи Ответственности перевозчика за причинение вреда отключены 20 Просмотров

    Виды ответственности перевозчика за причинение вреда

    Изображение - Виды ответственности перевозчика за причинение вреда proxy?url=https%3A%2F%2Fbukvaprava.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2FSnimok-ekrana-2018-03-19-v-20.05.07

    Добрый день!
    В начале года со мной произошло неприятное происшествие, последствия которого до сих пор оставляют мне о себе напоминание. Я решил в отпуске немного себя побаловать и купил билет на исторический тур в город в 1000 км. Компания перевозчика была серьезной и сомневаться не приходилось. Путь предстоял не легкий, и я принялся отдыхать. Проснулся уже в скорой помощи. Как оказалось автобус попал в аварию, благо без жертв. У меня было сотрясение мозга и мелкие ушибы.

    В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что компания перевозчика грубо нарушала закон, давая водителям работать без отдыха до 2х суток. Вопрос не в этом, что мне теперь ожидать. В ходе аварии я получил серьезные повреждения здоровья, которые до сих пор заставляют меня тратить деньги на лечение. Что я могу в этом случае с них получить?
    Андрей

    Вашей ситуации конечно не позавидуешь. Мы постараемся ответить на вопрос наиболее понятно.

    В настоящий момент времени, все вопросы связанные с видами ответственности перевозчика за причлененный вред пассажирам регламентируется статьей 800 ГК РФ. В ней же имеется целая глава 59, которая и рассматривает различные моменты.

    В частности в законе говорится о том, что любые причиненные пассажиру увечья, при исполнении договорных обязательств, должны быть выплачены виновными лицами в полном объеме. Тут же и приводятся статьи закона, характеризующие все по отдельности:

    Стоит отметить, что величина суммы в качестве возмещения будет браться не только с учетом оклада, но и при добавлении сумм, которые гражданин получил в качестве премиальных или же за выполнение отдельного рода трудовых обязательств. Итоговый объем заработанных средств за год, делится на 12 и таким образом получается итоговая сумма за месяц.

    Также важно упомянуть, что вред оплачивается:

    1. Несовершеннолетним лицам до наступления 18 летнего возраста. Или до 23 если лицо получало очную форму обучения.
    2. Пенсионерам пожизненно.
    3. Инвалидам на срок инвалидности.
    4. Если в ходе происшествия погибли родители детей или кормилец семьи, то выплата осуществляется до выздоровления ребенка или до наступления возраста 14 лет.

    В Вашем случае Андрей, сказать точную цифру не представляется возможным, т.к Вы не указали доход и время лечения. Так или иначе, судя по вопросу, Вы имеете полное право требовать от перевозчика возмещение вреда здоровью.

    На этом у нас все. Надеемся, что были Вам полезны. Если что обращайтесь. До свидания.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.
    Читайте так же:  Деловые письма виды и правила составления

    Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

    Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

    Виды ответственности перевозчика за причинение вреда

    Условия, объем и виды ответственности по договору перевозки пассажира

    Ответственность – это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Юридическая ответственность – предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Как известно, принципами юридической ответственности являются: ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; законность; справедливость; целесообразность; неотвратимость наказания. Юридическая ответственность наступает только в случаях, прямо предусмотренных законом и только за совершенное правонарушение. В гражданском праве правонарушение называется деликтом.

    Деликтная ответственность, внедоговорная ответственность, в гражданском праве ответственность, возникающая в результате причинения имущественного вреда одним лицом другому.

    Деликтную ответственность отличают от гражданско-правовой ответственности, возникающей в результате нарушения договорных обязательств.

    В основе деликтной ответственности – гражданское правонарушение (деликт), ведущее к возникновению так называемого внедоговорного обязательства, по которому при определённых условиях потерпевший может требовать от причинителя (делинквента) возмещения вреда.

    Ответственность перевозчика в основном регламентирована таким нормативно-правовыми документами, как Гражданский кодекс Российской Федерации и специальные транспортные уставы (кодексы). Если нормы об ответственности перевозчика, содержащиеся в действующем транспортном уставе (кодексе), не соответствуют ГК, следует руководствоваться нормами ГК и иными законами Российской Федерации. Причем на перевозчика возлагается ответственность как в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств перед пассажирами в качестве именно перевозчика, как субъекта правоотношений (так называемая договорная ответственность перевозчика), так и ответственность за причинение вреда пассажирам в качестве просто юридического лица, причинившего вред (так называемая – внедоговорная ответственность перевозчика).

    Как известно, объем, и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности.

    Исходя из вышеизложенного, рассмотрев основные права и обязанности перевозчика, можно прийти к выводу, что перевозчик может нести как договорную, так и деликтную ответственность.

    Договорная ответственность перевозчика наступает в следующих случаях:

    – задержка отправления пассажира. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Тем не менее, независимо от установления в транспортных уставах и кодексах штрафа за задержку отправления и прибытия транспортного средства, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения понесенных им убытков по общим нормам гражданского законодательства. Однако размер понесенных убытков должен быть пассажиром доказан.

    Задержка отправления транспортного средства или опоздание его прибытия в пункт назначения дает основание для предъявления к перевозчику также требования о возмещении пассажиру морального вреда, вызванного задержкой отправления транспортного средства или опозданием его прибытия в пункт назначения. В производстве судов общей юрисдикции были, например, дела по искам, предъявленным пассажирами, о возмещении морального ущерба за задержку рейса или опоздание в прибытии в пункт назначения воздушного судна.

    Главой 40 ГК РФ предусмотрено право пассажира на отказ от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства и возврат провозных платежей. Платежи подлежат возврату независимо от времени задержки;

    – нарушение срока доставки пассажира. ВК установил ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения в форме штрафа, если он не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажира, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В Правилах перевозки пассажиров железнодорожным транспортом предусмотрена ответственность за задержку отправления поезда или опоздание поезда на станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении. Железная дорога также уплачивает пассажиру штраф, если не докажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправности транспортных средств или иных, не зависящих от дороги обстоятельств.

    Как видно, в указанных случаях перевозчик несет имущественную ответственность в форме штрафа, который устанавливается по договоренности сторон, транспортными уставами (кодексами, уставами).

    Деликтная ответственность перевозчика наступает в случае причинения вреда жизни, здоровью пассажиру. Такое решение законодателя вполне оправдано и означает установление более строгой ответственности перевозчика, поскольку использование транспортных средств рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих и ответственность причинителя вреда наступает независимо от его вины.

    Несмотря на различное правовое регулирование указанных видов ответственности перевозчиков, они все же имеют общие черты.

    Общим условием для наступления как договорной, так и деликтной ответственности перевозчика является наличие его вины, которая в транспортном праве презюмируется. В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность и отвечающих на началах риска. Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости.

    По общему правилу, перевозчик не несет ответственности перед пассажирами, если докажет, что он и поставленные им лица предприняли все необходимые меры к тому, чтобы избежать причинения вреда или что такие меры предпринять было невозможно.

    Последствием противоправных действий перевозчика является вред, причиненный пассажиру такими действиями. Обычно вред является результатом виновного поведения авиаперевозчика, которое может выражаться в виновном поведении как отдельных лиц, например, членов экипажа воздушного судна, так и коллегиального органа – аппарата управления авиационным предприятием. Но и в том, и другом случае ответственность за причиненный вред возлагается на перевозчика как субъекта перевозочных отношений.

    Во многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК, транспортными уставами и кодексами, а иногда – соглашением сторон. Кодекс допускает возможность установления ответственности соглашением перевозчика с пассажирами и грузовладельцами. Однако, как общее правило, нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении.

    Читайте так же:  Как получить от государства земельный участок

    Точное установление периода времени, в течение которого пассажир находится «на ответственности перевозчика», имеет большое значение для обеспечения защиты интересов перевозчика. Момент начала ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира и момент окончания этой ответственности определяются транспортными уставами и кодексами. Минимальным периодом ответственности перевозчика является период с момента посадки пассажира на транспортное средство до момента, когда покинул транспортное средство в пункте назначения.

    Здесь же целесообразно рассмотреть случаи ответственности перевозчика за вину третьих лиц и смешанной вины. Ярким примером для этого могут служить правила, закрепленные Воздушным кодексом Российской Федерации и Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа.

    Ответственность перевозчика за вину третьих лиц. По общему правилу каждый перевозчик, причинивший вред, отвечает лишь за свои виновные действия (упущения). Ответственность за чужую вину допускается как исключение, к которому относится:

    – возложение ответственности за причинение вреда пассажирам на первого перевозчика при осуществлении перевозки несколькими последовательными перевозчиками. Но ответственность возлагается лишь тогда, «когда по специальному условию первый перевозчик принял ответственность за весь путь»;

    – возложение ответственности за причинение вреда при перевозке багажа или товара на первого или последнего перевозчика при осуществлении последовательной перевозки. На этот случай предусмотрена возможность возложения ответственности непосредственно на виновного перевозчика. Пассажир может предъявить иск к перевозчику, совершавшему перевозку, в течение которой произошли задержка или причинение вреди жизни и здоровью.

    Смешанная вина. Вопрос о смешанной вине (вине потерпевшего и причинителя) разрешается следующим образом: «В случае, если перевозчик: докажет, что вина лица, потерпевшего вред, была причиной вреда или содействовала ему, суд может согласно постановлению своего собственного закона устранить или ограничить ответственность перевозчика». Исходя из принципа виновной ответственности перевозчика, установленного действующим законодательством, следует прийти к выводу, что при установлении в качестве причины вреда потерпевшего лишь его виновного поведения, перевозчик вообще должен быть освобожден от ответственности.

    Действующим законодательством предусмотрены гарантии на случай причинения ущерба третьим лицам. Такой гарантией является страхование ответственности перевозчика. Остановимся на существенных моментах, имеющих для нас значение в разрезе вопроса об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажирам.

    Итак, страхование гражданской ответственности перевозчика представляет собой страхование, предусматривающее обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием застрахованным, выступающим в качестве перевозчика, средства транспорта.

    Страхование ответственности перевозчика означает его страховую защиту от возможных рисков при выполнении перевозчиком своих обязательств, связанных с перевозкой пассажиров. Страхование ответственности перевозчика, в том числе и его ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажира нельзя путать со страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, по которому страхуется ущерб, связанный с эксплуатацией самого автотранспортного средства, как источника повышенной опасности.

    При этом страхование ответственности перевозчика важно не только для самого автоперевозчика, как способ компенсации возможных убытков и зачастую даже очень больших, но и для клиентов (пассажиров), т. к. им предпочтительнее и надежнее иметь дело с перевозчиком, чьи гарантии компенсации возможного ущерба, понесенного по его вине, подтверждены соответствующим страховым полисом.

    Пассажир несет исключительную и единоличную ответственность за соблюдение всех законов, постановлений, распоряжений, требований действующего законодательство о перевозке, а также всех относящихся к перевозке инструкций и требований перевозчика. Во избежание существенных финансовых потерь и штрафных санкций перевозчик вправе отказать в приеме к перевозке пассажиру, который не имеет необходимых проездных документов по маршруту следования. Более того, перевозчик вправе потребовать от пассажира компенсации своих финансовых потерь вследствие такой перевозки. Следует отметить, что пассажир несет не только договорную ответственность, т.е. ответственность за нарушение условий договора перевозки. Пассажиры несут также административную ответственность в виде штрафа, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. Так, например, уплаченный пассажиром штраф за неоплату стоимости проезда или провоза багажа не освобождает его от обязанности оплатить стоимость проезда или провоза багажа в городском автотранспорте. За провоз в автобусе взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих, едких и зловонных предметов и материалов (в том случае, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности) с пассажиров также взыскивается штраф.

    Пассажир также может нести ответственность в виде возмещения убытков, причиненных ими неправомерными действиями в отношении, например, имущества транспортных предприятий.

    Изображение - Виды ответственности перевозчика за причинение вреда 3456363343
    Автор статьи: Сергей Шевцов

    Добрый день! Я уже чуть более 11 лет предоставляю услуги юридической помощи свои клиентам. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 4.6 проголосовавших: 11

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here