Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: "Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине". Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными комментариями основанными на опыте работы.

Достаточно часто работодатели, впрочем, как и пострадавшие в результате аварии лица, сталкиваются с проблемой совершения ДТП на служебной машине. Сложность ситуации заключается в том, что пострадавшее от происшествия лицо не знает, кому предъявлять исковые требования, а работодателя, в свою очередь, интересует процедура взыскания средств, выплаченных в качестве компенсации.

Изображение - Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине proxy?url=https%3A%2F%2F1dtphelp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Favariya_gibdd_1-300x214

Согласно с нормами закона требовать компенсации ущерба, причиненного аварией, необходимо непосредственно с организации, которой принадлежит транспортное средство, а не с водителя, пребывавшего за рулем авто во время ДТП. То есть, истцом по иску подобного рода, как правило, выступает пострадавший от ДТП или его родственники (наследники) в случае летального исхода, ответчиком – предприятие, на балансе которого числится автомобиль.

Работодатель же наделен правом на истребование суммы компенсации, выплаченной пострадавшему от нарушения лицу, с работника, совершившего наезд, в порядке регресса. Как это сделать, и какого порядка осуществления процедуры следует придерживаться, читайте далее.

В том случае если автомобиль был предварительно застрахован, убытки, причиненные ДТП, обязана покрыть страховая компания. Возмещению подлежит только та сумма, которая предусмотрена страховым договором.

Если работник совершил дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле, и страховка не покрыла ущерб, остальную сумму обязан компенсировать работодатель.

Осуществление предпринимательской деятельности в наше время невозможно без наличия транспорта. С помощью автомобилей быстрее решаются бизнес-вопросы, чаще производятся поставки и отгрузки товара. Несмотря на массу преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить тот факт, что машина является источником опасности и может оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь окружающих.

Видео удалено
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом необходимо учитывать следующие нюансы:

  • под понятием предприятие подразумеваются юридические лица, а также физические лица (ИП), зарегистрировавшие свою деятельность в предусмотренном законом порядке. При этом организационно-правовая форма организации для выплаты компенсации не имеет значения. Это может быть как ООО, так и акционерное общество закрытого или открытого типа;
  • если работник совершил ДТП на служебном автомобиле, платит работодатель, независимо от того, на каких основаниях он владеет транспортным средством. То ли авто принадлежит организации на праве собственности, то ли на праве аренды. Это никак не влияет на объемы выплат и порядок истребования компенсации.

Изображение - Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине proxy?url=https%3A%2F%2F1dtphelp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Favariya_1-300x225

Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.

В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:

  1. объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
  2. субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
  3. объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
  4. субъективная сторона (наличие вины).

В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.

Исключением являются следующие случаи когда:

  • происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
  • авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.

Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:

  1. при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто – работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
  2. ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.

Также не помешает:

В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.

Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В том случае, если в результате аварии был нанесен ущерб здоровью или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности. Уголовная ответственность имеет индивидуальный характер, поэтому, несмотря на то, что ущерб возмещается за счет работодателя, нести уголовное наказание будет не кто иной, как непосредственный виновник ДТП.

Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон

Видео удалено
Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине proxy?url=https%3A%2F%2F1dtphelp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Favariya_gibdd_2-300x183

Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации. В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
  • работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
  • при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по ОСАГО производится согласно содержанию договора.
Читайте так же:  Выселение из квартиры через суд

Для составления искового заявления, как правило, требуется консультация автоюриста, это поможет сэкономить не только время, но и усилия.

Дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими лицами

Редкое дорожно-транспортное происшествие обходится без жертв. При этом под пострадавшими понимаются не только лица, получившие серьезные травмы, но и те, кто получил легкие ушибы и царапины. При подобном ДТП важно заранее знать, какая мера ответственности предусмотрена законодательством, в каких случаях возмещение ущерба ложится на плечи виновника аварии, а в каких подразумевается лишение водительских прав и свободы.

Изображение - Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине proxy?url=https%3A%2F%2Fprav-voditel.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Flishenie-prav-700x466Правила дорожного движения четко регламентируют порядок действий при ДТП с пострадавшими. Так, водитель обязан немедленно остановить транспортное средство, оказать помощь потерпевшим, а затем уже вызвать представителей ГИБДД.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то водитель должен четко следовать инструкции:

  1. Оказать первичную медицинскую помощь пострадавшим самостоятельно. В случае если причиненные травмы носят серьезный характер, вызвать скорую помощь незамедлительно. Если жизни и здоровью пострадавшего угрожает опасность, допускается отправление его на попутных машинах до ближайшего медицинского учреждения.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  3. Зафиксировать расположение транспортных средств после аварии, объекты инфраструктуры, вещи и прочие детали, имеющие отношение к ДТП с пострадавшими. Приветствуется фиксация с помощью видео или фотосъемки.
  4. Если движение другого транспорта невозможно из-за аварии, то после фиксации положения участников аварии необходимо освободить проезжую часть. При этом если имеется обочина для объезда, то трогать транспортные средства, попавшие в дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими лицами, не рекомендуется.
  5. Опросить очевидцев аварии и записать их данные.

Что фиксируют сотрудники ГИБДД при оформлении дорожно-транспортного происшествия?

Сотрудники, прибывшие на место аварии, обязаны составить схему дорожно-транспортного происшествия, под которой подписываются водители автомобилей. Если один из водителей ранен и не в состоянии адекватно воспринимать происходящее, то схема ДТП подписывается им позже. Кроме того в протокол вносятся следующие сведения:

  • данные водителей и транспортных средств (в том числе номера ОСАГО или КАСКО каждого участника);
  • показания участников аварии и свидетелей;
  • перечень повреждений, полученных транспортом;
  • полученные травмы при наличии потерпевших.

Последние вносятся после осмотра пострадавших сотрудниками скорой помощи.

Если во время ДТП имеются пострадавшие, то помимо протокола дорожной аварии, заводится еще и административное или уголовное дело. В зависимости от степени причиненного вреда различается несколько видов преступлений:

Изображение - Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине proxy?url=https%3A%2F%2Fwidget.cpa.pravoved.org%2Fs3%2Fnabbers%2Fpartners%2Fcommon%2F1%2F600x90

Первые два вида преступлений рассматриваются в рамках уголовного судопроизводства, причинение вреда здоровью же относится к административному правонарушению. Согласно статье 12.24 Административного Кодекса РФ (КОАП), предусмотрены следующие виды наказаний:

  1. При причинении легкого вреда здоровью при ДТП (кратковременное нарушение состояния здоровья или непродолжительная потеря трудоспособности) — штраф от 2,5-5 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения от 1 года до 1,5 лет.
  2. При причинении средней тяжести вреда здоровью при ДТП (не опасное для жизни временное нарушение состояния здоровья или временная потеря трудоспособности) — штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет.

Ответственными за оценку причиненного ущерба здоровью при ДТП с пострадавшими законодательством назначены представители медицинского учреждения, в которое попадают после аварии граждане.

Например, если человек во время аварии получил перелом руки, то ущерб оценивается как средняя тяжесть. Однако если в результате перелома руки, у человека запускается скрытая болезнь, то медицинскими работниками ущерб оценивается уже, как причинение тяжкого вреда здоровью. Соответственно дело о ДТП может быть переквалифицировано из административного в уголовное.

Ответственность виновного водителя при ДТП с пострадавшими

Изображение - Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине proxy?url=https%3A%2F%2Fprav-voditel.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2Foriginal-minОтветственный за дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими устанавливается в ходе расследования всех обстоятельств аварии. При этом если виновник свою вину признает, рассмотрение спора существенно ускоряется. Ответственность виновного может быть как административной, так и уголовной. Например, если в ДТП погиб человек, то законодательство квалифицируется преступление, как уголовное. В случае если виновник дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, то мера ответственности возрастает.

Кроме уголовного преследования водителя лишают права управления транспортным средством, а так же дополнительно обязывают возместить причиненный пострадавшим ущерб. Как правило, возмещение выражается в оплате медицинских услуг и компенсации периода потери трудоспособности.

В случае, если в аварии погиб человек, то исследуются все обстоятельства дела для квалифицирования вменяемой статьи: убийство по неосторожности или убийство при ДТП.

Действия виновного водителя при дорожно-транспортном происшествии

На официальном сайте ГИБДД есть памятка для водителей о том, как себя вести после дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Прежде всего, кто-то из участников аварии должен сохранять спокойствие. Правилами предписано, что виновный в ДТП с пострадавшими устанавливается в ходе расследования. Однако, водитель, реально по вине которого произошла дорожная авария, обязан оказать помощь всем пострадавшим, сообщить ГИБДД о происшествии, зафиксировать положение всех относящихся к происшествию объектов. В случае если нет возможности с помощью мобильной связи вызвать сотрудников дорожно-транспортной полиции, попутных машин или свидетелей нет, допускается отправка пострадавших виновником на собственном транспорте в медицинское учреждение.

Изображение - Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине proxy?url=https%3A%2F%2Fwidget.cpa.pravoved.org%2Fs3%2Fnabbers%2Fpartners%2Fauto%2F600x90

Перед тем, как покинуть место ДТП, необходимо зафиксировать с помощью фото или видеосъемки место и обстоятельства аварии, а так же выставить аварийный знак на дорожное полотно. Если во время происшествия погиб человек, место аварии покидать нельзя, требуется всеми возможными способами сообщить ГИБДД о случившемся.

Наказание за ДТП с пострадавшими на пешеходном переходе

Пешеходный переход — специально отведенное место на дороге, которым могут пользоваться пешие граждане. Водители не имеют права не пропустить переходящего по “зебре” человека. Поэтому все дорожно-транспортные происшествия с наездами на пешеходном переходе в априори происходят только по вине водителя, который управляет транспортным средством. Мера наказания зависит от степени причиненного пешеходу вреда.

Если пешеход получил легкий испуг или ушиб, то водитель вправе урегулировать конфликт на месте, если потерпевший не против. В случае же если человек, переходящий дорогу по пешеходному переходу, получил легкий или средний ущерб здоровью, водитель обязан оказать первую медицинскую помощь и вызвать представителей ГИБДД. Меру наказания установит суд. При тяжком вреде здоровью или летальном исходе на виновника ДТП с пострадавшими заводится уголовное дело.

Читайте так же:  Способы иммигрировать в великобританию из россии

На меру наказания так же влияют обстоятельства аварии. В частности: с какой скоростью двигался транспорт и пешеход, в какой момент человек начал движение по переходу, действия водителя после аварии. Если виновник скрылся с места преступления, то его действия попадают сразу и под действие Уголовного Кодекса РФ — оставление человека в опасности (статья 125 УК РФ).

Изображение - Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине proxy?url=https%3A%2F%2Fprav-voditel.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2F23.12.38Административный кодекс четко устанавливает виды наказания при причинении легкого вреда здоровью — административный штраф или лишение права управления транспортным средством на усмотрение суда. При этом под последним понимается полное лишение прав, независимо от категории. Например, если человек имеет право управлять мотоциклом, легковым автомобилем и грузовым, то при наказании в виде лишения водительского удостоверения, теряется право управлять всеми видами транспорта. Срок лишения составляет от 1 года до 1,5.

При наложении административного штрафа учитывается степень причиненного ущерба. Законодательством устанавливается минимальный размер выплаты — 2,5 тысячи рублей. Меньше этой суммы суд обязать выплатить не может, поэтому виновник ДТП с пострадавшими, установленный в ходе следствия и судебного разбирательства, обязан будет выплатить, как минимум, эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в виде 5 тысяч рублей.

Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей. Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия. Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.

В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности. Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный. Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.

При причинении средней тяжести ущерба здоровью при ДТП, виновному может быть установлено наказание и в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Наказание при средней тяжести вреда пострадавшему, водителем в алкогольном опьянении

Состояние алкогольного опьянения — отягчающее обстоятельство при дорожно-транспортном происшествии. Так, за вождение транспортного средства в состоянии опьянения без происшествий предусмотрено наказание в виде лишения прав на срок от 1,5 до 2 лет, а так же административный штраф в размере 30 тысяч рублей. Если же ДТП произошло по вине нетрезвого водителя, в результате чего пострадавший получил ущерб здоровью средней тяжести, то виновнику вменяется наказание по двум статьям Административного кодекса: 12.24 и 12.8. В этом случае накладывается штраф в размере 30 тысяч рублей, изымаются права на 1,5-2 года и дополнительно выписывается штраф в размере 10-25 тысяч рублей. За повторное преступление мера наказания увеличивается.

Наказание за ДТП с пострадавшими тяжелой степени тяжести

Под тяжелой степенью понимается стойкая потеря трудоспособности более чем на одну треть от возможной, причинение серьезного вреда здоровью. Именно поэтому при дорожно-транспортном происшествии, в результате которого сильно пострадал человек, заводится не административное, а уголовное дело. Мера наказания по статье 264 Уголовного Кодекса предусмотрена в виде лишения свободы сроком до трех лет. При этом реальное лишение свободы может быть заменено принудительными работами на срок до двух лет. Окончательное решение принимается судом после изучения всех обстоятельств дела.

Дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом

В случае если во время ДТП потерпевший человек погиб, то дело из административного переходит в уголовное. При этом не имеет роли тот факт, когда именно скончался пострадавший — непосредственно во время аварии или после полученных травм в медицинском учреждении. Смертельный исход при ДТП обычно квалифицируется как убийство по неосторожности, однако регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса. Если виновник не был в состоянии алкогольного опьянения, то мера наказания предусматривается в виде лишения свободы сроком до пяти лет или заменяется на принудительные работы сроком до четырех лет. При этом человеку запрещается на этот период занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Право на управление транспортным средством тоже утрачивается на период, определяемый судом.

Обстоятельства аварий могут быть самые разные. Например, водитель может не справиться с управлением транспортного средства из-за плохих погодных условий, что приведет к дорожному происшествию с пострадавшими. В этом случае вменять ему высшую меру ответственности будет незаконно, поскольку от него мало, что зависит. Именно поэтому при определении степени виновности всегда рассматриваются все обстоятельства аварии, действия участников ДТП. Если же виновник происшествия нарушает установленные правила дорожного движения, то это так же учитывается при вынесении наказания.

Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ “Аюдар”.

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

Уважаемые коллеги! Мы рады поделиться хорошими новостями! Компания «Аюдар Инфо» получ.

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

Читайте так же:  Долг по ипотеке, что делать

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

© 1996 – 2017 Консалтинговая группа “Аюдар” | Карта сайта

Что делать виновнику ДТП, чтобы не пришлось платить из своего кармана?

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно же, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Порой столкновение автомобилей обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться. При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД. Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

  • Время, дата, координаты места аварии.
  • Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховщика. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

Транспортное средство попало в ДТП: возмещаем ущерб

Автомобиль организации попал в дорожно-транспортное происшествие. Как в таком случае будет осуществляться учет и налогообложение связанных с этим операций? Все будет зависеть от того, кто виновен в аварии, – водитель организации или же третьи лица.

Здесь возможны две ситуации. Первая – когда в аварии пострадал лишь автомобиль организации. Вторая – когда авария затронула чужие машины. Рассмотрим оба случая.

В аварии пострадал лишь автомобиль организации

В этом случае ущерб от ДТП обязан возместить виновник аварии, то есть водитель организации. Однако если фирма оформила договор КАСКО, тогда страховая компания возместит ей ущерб. Но чаще всего суммы страхового возмещения для восстановления автомобиля, попавшего в ДТП, недостаточно. Ведь при расчете ущерба страховщики учитывают износ транспортного средства. А при восстановлении автомобиля, попавшего в аварию, испорченные запчасти заменяют новыми, а их стоимость бывает намного дороже расчетной. Когда страховой выплаты для восстановления автомобиля недостаточно, необходимую сумму организация может взыскать с виновника ДТП – своего водителя.

Читайте так же:  Как подать на алименты, если отец живет в другом городе

Комментирует Елена Калеменева, старший юрисконсульт Департамента бухгалтерского, налогового и правового консалтинга ООО “ВнешЭкономАудит.Консалтинг”:
“Обязанность работника возместить организации прямой действительный ущерб не зависит от того, заключен с ним договор о полной материальной ответственности или нет. Если сотрудник организации признан виновным в ДТП, то вред причинен, скорее всего, в результате несоблюдения правил дорожного движения. А это административный проступок, который, в свою очередь, влечет полную материальную ответственность работника перед работодателем. Об этом сказано в п.6 ст.243 ТК РФ”.

Как взыскивается ущерб с работника?
Если сумма причиненного ущерба не превышает среднего месячного заработка работника, она может быть удержана из его зарплаты по приказу руководителя организации. Обратите внимание: приказ нужно издать не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба. При этом общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты работнику не может превышать 20 процентов (ст.138 ТК РФ).

Если же месячный срок истек или если виновник аварии не согласен добровольно возместить ущерб, сумма которого превышает его средний месячный заработок, то ущерб можно взыскать только через суд.

Правда, взыскание ущерба с виновного работника – это право, а не обязанность организации. Иначе говоря, она может “простить” работнику его вину и не взыскивать с него причиненный им ущерб (ст.240 ТК РФ).

Бухгалтерский учет

Стоимость ремонта автомобиля, поврежденного в аварии, организация должна включить в состав прочих расходов (п.13 ПБУ 10/99). А суммы возмещения ущерба, полученные от страховой компании или от виновного работника, – в состав прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99). Эти суммы учитываются в том отчетном периоде, в котором они признаны страховщиком, виновным работником или же в том, когда суд вынес решение об их взыскании (п.16 ПБУ 9/99).

Обратите внимание:
в налоговом учете такие суммы, если они взыскиваются через суд, признаются не на дату вынесения решения суда, а на дату его вступления в законную силу, то есть позже, чем в бухгалтерском учете.

ПРИМЕР 1. По вине водителя ООО “Галактика” произошло ДТП, в результате которого пострадал только автомобиль этой организации. Стоимость его ремонта в автосервисе составила 23 600 руб. (в том числе НДС – 3 600 руб.). Поскольку автомобиль был застрахован по договору КАСКО, ущерб от ДТП возместила страховая компания. По заключению страховщиков, сумма ущерба от ДТП составляет 19 000 руб.
В учете ООО “Галактика” следует сделать следующие проводки:
Дебет 91 Кредит 60 – 20 000 руб. (23 600 – 3600) – отражена стоимость ремонта автомобиля;
Дебет 19 Кредит 60 – 3 600 руб. – отражен “входной” НДС по ремонту на основании счета-фактуры автосервиса;
Дебет 68 Кредит 19 – 3 600 руб. – сумма “входного” НДС предъявлена к вычету;
Дебет 60 Кредит 51 – 23 600 руб. – оплачен автосервису ремонт автомобиля;
Дебет 51 Кредит 76 – 19 000 руб. – поступило страховое возмещение;
Дебет 76 Кредит 91 – 19 000 руб. – страховое возмещение отнесено в состав прочих доходов;
Дебет 73 Кредит 91 – 4 600 руб. (23 600 – 19 000) – суммы, не покрытые страховкой, отнесены за счет виновника ДТП – водителя организации;
Дебет 70 Кредит 73 – 4 600 руб. – суммы возмещаемого водителем ущерба удержана из его заработной платы.

Налогообложение
В целях налогообложения прибыли расходы по ремонту автомобиля организация может, с одной стороны, включить в состав прочих расходов – в качестве затрат на ремонт основных средств (п.1 ст.260 НК РФ). С другой стороны, затраты на ремонт машины можно учесть и в составе внереализационных расходов – в качестве потерь от чрезвычайных ситуаций, к которым, в том числе, относится и ДТП (пп.6 п.2 ст.265 НК РФ).

Свой выбор относительно налогового учета данных расходов организации следует закрепить в учетной политике.

Страховую выплату по КАСКО либо сумму возмещения ущерба, полученную от работника – виновника ДТП, организация включит во внереализационные доходы (п.3 ст.250 НК РФ). При методе начисления эти суммы учитываются на дату принятия страховой компанией решения о возмещении ущерба либо на дату признания ущерба виновным работником. При кассовом методе – на дату получения денег от работника или страховщика.

Что касается НДС, то сумма возмещения, полученная от страховой компании или сотрудника, НДС не облагается, так как не относится ни к предоплате, ни к операциям по реализации товаров (работ, услуг) (ст.146 НК).

Если автомобиль, пострадавший в результате аварии, можно восстановить и организация обратится в автомастерскую и получит от нее счет-фактуру с выделенной суммой НДС, и если организация ремонтирует автомобиль с целью дальнейшего использования в своей деятельности, облагаемой НДС, то препятствий для вычета не возникает.

Однако, по мнению проверяющих, налоговый вычет по НДС в данной ситуации может быть оспорен, поскольку оплата расходов на восстановление автомобиля компенсирована страховщиком либо работником без НДС. Следовательно, организация, которая ремонтирует автомобиль за счет таких компенсационных средств, не имеет права на вычет НДС, предъявленного исполнителем за выполненные ремонтные работы.

В аварии пострадали третьи лица

Все владельцы транспортных средств должны страховать риск гражданской ответственности, которая может наступить из-за причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Поэтому если виновником аварии является водитель организации (при этом она оформила полис ОСАГО), то ущерб пострадавшим возместит страховая компания.

Однако сумма такого возмещения при каждой аварии составляет ограниченную величину. Максимальные размеры страховых возмещений по договорам ОСАГО установлены в ст.7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств”:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.
Читайте так же:  Можно ли и как выселить квартирантов зимой

Если организация помимо ОСАГО оформила еще и договор КАСКО, то ей возместят разницу между суммой причиненного ущерба и возмещением по договору ОСАГО. При этом страховая компания, с которой заключен договор КАСКО, запросит у организации документы, подтверждающие сумму возмещения по договору ОСАГО.

Когда страховых выплат для восстановления автомобиля недостаточно, необходимую сумму потерпевшая фирма может потребовать с организации – виновника ДТП (ст.1072 ГК РФ). А та в свою очередь вправе потребовать такой компенсации от своего работника – виновника аварии (ст.1081 ГК РФ).

Бухгалтерский учет
Затраты на возмещение убытков третьим лицам в бухучете включаются в состав прочих расходов (п.11 ПБУ 10/99).

Налогообложение

В целях налогообложения прибыли затраты на возмещение ущерба, причиненного третьим лицам, являются для организации внереализационными расходами (пп.13 п.1 ст.265 НК РФ).

Далее, в порядке регресса, эту сумму ущерба компания вправе взыскать с виновника ДТП – водителя организации. По мнению Минфина РФ, если сумму ущерба, причиненного третьим лицам в результате ДТП, организация не взыщет с виновного работника, то ее нельзя признать для целей налогообложения прибыли (письма Минфина РФ от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66, от 24 июля 2007 г. № 03-03-06/1/519. Чиновники указали, что расходы на покрытие ущерба, которые организация имела возможность взыскать с виновного лица, но не сделала этого, не могут признаваться экономически обоснованными. Следовательно, с учетом п.49 ст.270, п.1 ст.252 НК РФ такие расходы не признаются в целях налогообложения.

По нашему мнению, такой подход является неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.1068 ГК РФ, юридическое лицо либо ИП обязано возместить вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. На этом основании расходы работодателя по возмещению убытков в пользу своих контрагентов являются экономически обоснованными. В подтверждение данных слов можно привести несколько судебных решений – постановление ФАС Центрального округа от 31 августа 2005 г. № А48-1003/05-19, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июля 2007 г. № Ф04-4416/2007(35835-А46-37).

При методе начисления расходы в виде возмещения ущерба организация учитывает на дату их признания или на дату вступления в силу решения суда (пп.8 п.7 ст.272 НК РФ). При кассовом методе – на момент фактической выплаты (п.3 ст.273 НК РФ).

В этом случае ущерб от ДТП компенсируется за счет страхового возмещения по договору ОСАГО. Сумму, не покрытую страховкой, возмещает виновная сторона, если суд примет такое решение.

Чтобы получить выплату по страховке ОСАГО, пострадавшая в аварии организация обязана представить страховщику не только все документы и доказательства, но и предъявить поврежденный автомобиль или его остатки. Это нужно для того, чтобы определить размер возмещаемых убытков. Страховщик осматривает автомобиль и организует независимую экспертизу (оценку) суммы ущерба (ст.12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств”).

Расчет суммы ущерба производится по утвержденным справочникам стоимости запчастей и услуг по ремонту с учетом износа поврежденного автомобиля. Исходя из этих данных и складывается сумма компенсации.

Какие документы нужны для страховой компании?

Перечень документов, которые потерпевший представляет в страховую компанию, приведен в п.п. 44 и 61 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263. Так, к заявлению о страховой выплате прилагаются:

  1. справка из ГИБДД о ДТП (по форме, приведенной в Приказе МВД России от 25 сентября 2006 г. № 748) – если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников милиции;
  2. копия протокола об административном правонарушении;
  3. копия постановления по делу об административном правонарушении (если по факту ДТП было возбуждено уголовное дело, потерпевший представляет страховщику документы следственных или судебных органов);
  4. извещение о ДТП (бланк указанного извещения выдается страховщиком и заполняется потерпевшим независимо от того, было ли оформлено извещение о ДТП сотрудниками ГИБДД);
  5. документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденный автомобиль;
  6. документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации и хранению поврежденного автомобиля;
  7. иные документы, подтверждающие требование потерпевшего о возмещении причиненного ему вреда (сметы, счета, подтверждающие стоимость ремонта автомобиля, и т.д.).

А если проводилась независимая экспертиза размера причиненного ущерба, также нужно представить:

  • заключение независимого эксперта об обстоятельствах и размере вреда, причиненного автомобилю;
  • документы, подтверждающие расходы организации на оплату услуг эксперта.

Можно представить оригиналы перечисленных документов либо их копии, заверенные нотариусом или лицом (органом), выдавшим документы. Копии указанных документов вправе заверить и страховщик (п.62 указанных Правил).

Бухгалтерский учет
Поступившее от страховой компании страховое возмещение (и суммы от виновника аварии) включается в прочие доходы организации (п.7 ПБУ 9/99). Эти суммы отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором они признаны страховщиком и виновником ДТП (п.16 ПБУ 9/99).
Затраты на восстановление автомобиля, поврежденного в результате аварии, учитываются в составе прочих расходов (п.13 ПБУ 10/99).

Налогообложение
В целях налогообложения прибыли сумма возмещения, полученного от страховой компании виновника аварии, включается в состав внереализационных доходов организации (п.3 ст.250 НК РФ). При методе начисления эта выплата учитывается на дату принятия страховой компанией и виновником решения о возмещении ущерба от аварии (пп.4 п.4 ст.271 НК РФ). При кассовом методе – на момент получения денег (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Затраты на ремонт поврежденного автомобиля относятся либо к прочим (п.1 ст.260 НК РФ), либо к внереализационным расходам (пп.6 п.2 ст.265 НКРФ), причем в полном размере. Даже если стоимость ремонта превышает размер страхового возмещения.

Изображение - Восстановление работником тс, пострадавшего в аварии по его вине 3456363343
Автор статьи: Сергей Шевцов

Добрый день! Я уже чуть более 11 лет предоставляю услуги юридической помощи свои клиентам. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.3 проголосовавших: 12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here